Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - колоратура

 

Колоратура

колоратура
По-итальянски «coloratura» значит украшение. Украшения в музыке это виртуозные пассажи, трели и другие похожие на них «музыкальные орнаменты», которые расцвечивают основную мелодию арии или реже романса. Как правило, колоратуры встречаются в произведениях, написанных для самого высокого, легкого и подвижного женского голоса колоратурного сопрано. Так, все вы, наверное, не раз слышали арию Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта» или арию Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин». Но бывают колоратуры и в произведениях, написанных для других голосов. Например, ария дона Базилио «Клевета» в опере Россини «Севильский цирюльник» написана для баса, но богато «изукрашена» колоратурами.

Особенно характерны колоратуры для опер итальянских композиторов. Итальянские певцы издавна славились своей виртуозностью, и с самых давних времен в итальянской музыке сложилась традиция расцвечивать вокальную музыку разными украшениями. В XIX веке эта традиция отчасти сказалась и в сочинениях композиторов других стран, Встречаются колоратуры и в русской музыке.

Вспомните арию Людмилы из оперы Глинки «Руслан и Людмила». В партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова колоратурные пассажи подчеркивают холодность, фантастическое происхождение дочери Мороза и Весны. А в романсе Алябьева «Соловей» колоратура подражает птичьим трелям. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (итал. coloratura, букв. украшение, от лат. coloro окрашиваю, приукрашиваю) виртуозные, технически трудные пассажи и мелизмы в вокальной партии (см. Орнаментика).К. находила применение уже в ср. века в многоголосных вок. сочинениях (мотеты, мадригалы, шансон, фобурдоны и др.). При этом само название "К." вошло в обиход не сразу; первоначально как вок., так и инстр. мелодич. украшения назывались flores (лат. цветы) и diminution (франц., букв. размельчение; см. Диминуция), применялись и др. названия (итал. fioretti, passagi, gorgia, испан. glosas). Название diminution связано с практикой дробления осн. тонов мелодии на группы более мелких нот. Такое дробление производилось певцами и инструменталистами по своему усмотрению. Постепенно выработались определённые формы К. для разл. рода мелодич. оборотов, к-рые приводились в учебных руководствах того времени. Широкое применение К. затрудняло восприятие музыки и мешало её доходчивости, поэтому в 16 в. были установлены ограничения использования К. в басовом голосе, к-рый должен был оставаться прочным фундаментом муз. ткани; в каждом отрывке вводили К. по преимуществу только в одном из голосов. Вплоть до 17 в. не проводилось...
Музыкальная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины