Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - альбрехт

 

Альбрехт

альбрехт семья музыкантов. Жили и работали в России. По национальности немцы. Карл Францевич А. (27 VIII 1807, Познань 24 II (8 III) 1863, Гатчина, близ Петербурга) дирижёр и композитор. Обучался игре на струнных и духовых инструментах; гармонию и контрапункт изучал у И. Шнабеля (в Бреславле). С 1825 первый скрипач театр. оркестра в Бреславле, с 1835 репетитор хора в оперном т-ре в Дюссельдорфе, дирижёр странствующей оперной труппы. В 1838 переселился в Петербург. Был дирижёром нем. оперной труппы, оркестра Александринского т-ра; скрипачом, в 1840-50 дирижёром рус. оперы. С 1850 преподавал музыку и пение в Николаевском сиротском ин-те в Гатчине. Превосходно владея техникой дирижирования, имея большой практич. опыт, А. значительно поднял художеств. уровень спектаклей рус. оперы. В 1842 под его управлением состоялась премьера оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила". Выступал и как симф. дирижёр в концертах Придв. певч. капеллы и Филармонич. об-ва. Автор комич. балетов: "Горный дух" (1825), "Две тётки" ("Прошедший и нынешний век", пост. 1845); театр. и камерно-инстр. музыки.

Литература: Римский-Корсаков А., К истории первой постановки "Руслана и Людмилы" (из дневника К. Ф. Альбрехта), в сб.: Музыкальная летопись, сб. 2, П., 1923; Глинка М. И., Записки, в кн.: Литературное наследие, т. 1, М.-Л., 1952.

Сыновья Карла Францевича А.: Евгений Карлович А. (4(16) VII (по др. данным, VI 1842, Петербург28 1(9 II; 1894, там же) скрипач и муз.-обществ. деятель. В 1857-60 учился в Лейпцигской консерватории у Ф. Давида (скрипка), М. Гауптмана и Э. Рихтера (композиция), К. Бренделя (история музыки). С 1860 скрипач Итал. оперы в Петербурге, в 1862-87 участник квартета Петерб. отделения РМО. Организатор Петерб. об-ва квартетной музыки (1872, с 1879 Об-во камерной музыки). В 1881-86 пред. Петерб. филармонич. об-ва. В 1877-94 инспектор музыки, с 1892 зав. нотной б-кой Петерб. имп. т-ров. Автор элементарных школ игры на скрипке (1871), виолончели (1872). Большую научную ценность представляют 3 песенных сб-ка, составленные А. совм. с собирателем рус. нар. песен Н. X. Весселем (в "Сборнике солдатских, казацких и матросских песен" впервые были опубл. напевы мн. бытовых и походных солдатских песен; богатый материал для изучения рус. революц. песни содержится в сб. "Школьные песни").

Сочинения: Общий обзор деятельности высочайше утвержденного СПБ. Филармонического общества с приложением и с проектом изменения его устава, СПБ, 1884; Прошлое и настоящее оркестра (Очерк социального положения музыкантов), СПБ, 1886; Музыкальное образование в Европе и преподавание музыки в школах (б. м. и б. г.); С.-Петербургская консерватория, СПБ, 1891; песенные сб. (совм. с Н. X. Весселем) Сборник солдатских, казацких и матросских песен. Вып. I. 100 песен, СПБ, 1875, последнее изд. 1898; Школьные песни. 115 народных литературных, исторических и военных песен, положенных для школ на 1, 2 и 3 голоса (без сопр.), СПБ, 1879; Гусельки, 128 колыбельных, детских и народных песен и прибауток с голосами и аккомпанементом фортепиано (СПБ, 1876, последнее изд. СПБ, 1919) и др.

И. М. Ямпольский.

Константин (Карл) Карлович А. (4 X 1836, Эльберфельд, Германия 14 (26) VI 1893, Москва) музыкальный деятель, виолончелист, хор. дирижёр, композитор и педагог. Первонач. занимался у отца. Игре на виолончели обучался у А. Шмидта в Москве. В 1854-66 работал в оркестре моск. Большого т-ра. Один из ближайших сотрудников и помощников Н. Г. Рубинштейна при организации Моск. отделения РМО и Моск. консерватории. В 1864-65 преподавал хор. пение в Муз. классах РМО. В 1866-89 инспектор и преподаватель (классы элементарной теории, сольфеджио, хор. пения), в 1883-85 и. о. директора Моск. консерватории. Учредитель и дирижёр (1878-88) Русского хорового общества. Пропагандист метода Э. Шеве. П. И. Чайковский, ценивший муз. дарование А., посв. ему "Серенаду для струнного оркестра".

Сочинения: Романсы и песни (на сл. Л. А. Мея, А. Н. Плещеева, Ф. И. Тютчева), М., 1871; хоры a cappella, в т.ч. на тексты басен И. А. Крылова; 6 солдатских песен. Перелож. для мужского хора, М., 1881; Сборник оперных хоров с аккомпанементом фортепьяно, М., 1892, и др.

Литературные сочинения: Курс сольфеджий, М., 1880, нов. изд. 1926; Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве. С предисл. Г. А. Лароша, М., 1868; Тематический перечень романсов, песен и опер М. И. Глинки в хронологическом порядке, М., (1891); и др.

Литература: Киселёв В. (Вступит. ст.), П. И. Чайковский и К. К. Альбрехт, в сб.: Чайковский на московской сцене, М., 1940; Московская консерватория (1866-1966), М., 1966, с. 88-89.

Л. З. Корабельникова.

Людвиг Карлович А. (27 V (8 VI) 1844, Петербург после 1898) виолончелист, композитор и муз. деятель. Игре на виолончели обучался под рук. отца, затем К. Б. Шуберта. В 1865 окончил Петерб. консерваторию по классу К. Ю. Давыдова. В 1866-67 концертировал в Германии. В 1867-75 первый виолончелист Итал. оперы в Петербурге. В 1875-78 директор и преподаватель Муз. уч-ща РМО в Киеве, где выступал и как дирижёр. В 1878-89 вёл теоретич. предметы в Моск. консерватории; в 1881-93 солист оркестра Большого т-ра. Позднее преподавал в Саратове. Один из учредителей Петерб. об-ва квартетной музыки, участник его камерных собраний. Автор школы игры на виолончели (М., 1875, 21899), виолончельных пьес.

Пётр Карлович А. (1842-1895) дирижёр. Руководил оркестром Петерб. об-ва любителей музыки.

И. М. Ямпольский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины