Музыкальная энциклопедия - альтерация
Связанные словари
Альтерация
1) Повышение или понижение ступени осн. звукоряда без изменения её назв. Знаки А.: (диез, повышение на полутон), (бемоль, понижение на полутон), (дубль-диез, повышение на тон), (дубль-бемоль, понижение на тон). Знаки тройного повышения и понижения не применяются (исключение в "Сказании о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова, цифра 220). Знаки А., стоящие в начале нотной строки при ключе (ключевые), действуют во всех октавах до тех пор, пока они не меняются. Знаки А. перед нотой (случайные) действительны лишь в одной октаве в пределах данного такта. Отказ от А. обозначается знаком (бекар); знаки ,
и
устарели, и в случаях, когда за звуком, повышенным на тон, следует тот же звук, повышенный на полтона, или за звуком, пониженным на тон, тот же звук, пониженный на полтона, после пишут не
, a , и соответственно после не
, a
.
Первоначально понятие А. возникло в связи с двояким начертанием звука В, встречавшимся уже в 10 в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или "мягкая", франц. -mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным более высокая ("квадратная", франц. саrre, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара. На рубеже 17-18 вв. случайные и стали действовать до конца такта (прежде они сохраняли силу лишь при повторении той же ноты), были введены двойные знаки А. В совр. музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков А. часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять). В додекафонной музыке знаки А. обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой (за исключением повторяющихся в пределах такта); двойные знаки не применяются.
2) В учении о гармонии А. обычно понимается как хроматич. видоизменение осн. неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым (к звукам тонич. трезвучия). Напр., в C-dur:
Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, к-рая располагается полутоном выше одного из звуков тонич. трезвучия. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину):
В др. трактовке под А. понимается вообще всякое хроматич. видоизменение диатонич. аккорда независимо от того, направлен ли хроматич. ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Напр., в C-dur, c-e-ges альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e трезвучия VI ступени.
3) В мензуральной нотации А. удвоение второй из двух равных нотных длительностей (напр., второй из двух семибревис) при превращении двухдольного метра в трёхдольный; || в двухдольном метре (в совр. ритмич. записи) превращаются в || в трёхдольном.
Литература: Тюлин Ю., Учение о гармонии, ч. I, Л., 1937, М., 1966; Аэрова Ф., Ладова альтерация, К., 1962; Берков В., Гармония, ч. 2, М., 1964, (все 3 чч. в одном томе) М., 1970; Способин И., Лекции по курсу гармонии, М., 1968; Schenker H., Neue musikalische Theorien und Phantasien..., Bd 1, В.-Stuttg., 1906; Schцnberg A., Harmonlelehre, Lpz.-W., 1911, W., 1949; Riemann H., Handbuch der Harmonieund Modulationslehre, Lpz., 1913; Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern, 1920; Erpf H., Studien zur Harmonieund Klangtechnik der neueren Musik, Lpz., 1927.Ю. Н. Холопов.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 606 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 535 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |