Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - белый в. а.

 

Белый в. а.

белый в. а. Виктор Аркадьевич (р. 1 (14) I 1904, Бердичев) сов. композитор и муз.-обществ. деятель. Засл. арт. БССР (1955), засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Чл. КПСС с 1939. Учился в Харьковской (1919-22, классы скрипки и композиции) и Моск. консерваториях (1922-29, классы композиции Г. Э. Конюса, Н. Я. Мясковского и Н. С. Жиляева). В 1925 вместе с А. А. Давиденко и Б. С. Шехтером был инициатором создания "Производственного коллектива студентов-композиторов Московской консерватории" (Проколл). В 1929-32 чл. Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ). В 1942-48 ответств. секретарь оргкомитета Союза сов. композиторов СССР. С 1957 гл. редактор журнала "Музыкальная жизнь".

В 1935-48 преподавал в Моск. консерватории по классу композиции (с 1941 профессор). Среди учеников С. А. Кац, С. С. Туликов, Р. М. Яхин и др. В 1949-52 профессор Белорусской консерватории.

Основу творчества Б. составляют песенные и хоровые жанры. Его произв. свойственны романтич. приподнятость, опора на массово-демократич. интонационный строй. Мн. сочинения Б. связаны с гражданской тематикой. Классовой борьбе пролетариата посвящены поэма для хора и симф. оркестра "Голодный поход" (сл. Д. Паскаля, 1930) и хор в сопр. фп. "Пролетарии всех стран, соединяйтесь" (сл. Н. Минского в обраб. И. Френкеля, 1930). Известность получили "Баллада об Александре Матросове" (сл. Я. Шведова, 1951) и хоровая песня "В защиту мира" (сл. И. Френкеля, 1949). Среди произв. Б. для хора без сопровождения: "Сюита на чувашские нар. темы" (сл. Я. Родионова, 1936), "Славянская сюита" (1942), в к-рой использованы элементы южнослав. фольклора (сл. Р. Стийенского и Н. Белинович) и др.

Б. автор произв. для голоса и фп. В 20-е гг. он написал драм. монолог "Двадцать шесть" (Памяти бакинских комиссаров, сл. Н. Асеева) и вок. цикл "Война" (сл. зап. поэтов в пер. А. Эфроса и М. Светлова). Широкую популярность получила песня "Орлёнок" (сл. Шведова, 1936), в к-рой синтезированы интонационно-ритмич. особенности революц. муз. фольклора. Среди др. произв. Б. в этом жанре: "Песня о девушке-партизанке" (сл. Ф. Канатова, 1935), "Маленький лётчик" (сл. Я. Купалы, 1935), "Прощание" (Памяти С. М. Кирова, сл. Н. Заболоцкого, 1935), песня-монолог "Баллада о капитане Гастелло" (сл. В. Винникова, 1941), вок. цикл "Светить всегда" (сл. В. Маяковского, 1956).

Б. также написал 4 сонаты для фп., сонату для скрипки и фп., хоры на сл. А. С. Пушкина, А. А. Фета, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, 3 хора a cappella на сл. А. Т. Твардовского, П. С. Комарова и др., музыку к драм. спектаклям (в т. ч. "1905 год", 1930; "Хлопчик", 1936; "Салют, Испания", 1936, все пост. в Т-ре МОСПС), издал обр. нар. песен (10 чуваш. песен, 1933). Гос. пр. СССР (1952).

Литература: Корев Ю., Виктор Белый, М., 1962.

И. П. Кулясов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины