Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - декламация музыкальная

 

Декламация музыкальная

декламация музыкальная (нем. Musikalische Deklamation, франц. la declamation musicale, англ. musical declamation).

1) В широком смысле соотношение в вок. произведении словесной речи и музыки. Оно касается как речевой и муз. формы, так и содержания структурных элементов речи и музыки. Вок. музыка обладает большими возможностями для точной передачи мн. особенностей речи. Так, восходящим и нисходящим интонациям голоса могут соответствовать восходящие и нисходящие ходы мелодии; речевым акцентам акценты музыкальные; подразделению речи на фразы, предложения, поэтич. строки и строфы соответств. подразделения мелодии. Определ. значение для Д. м. имеют особенности нац. словесного языка, его ритмики, использование прозаич. или поэтич. текста (последний имеет больше точек соприкосновения с музыкой).

Тенденция к наиболее точному воспроизведению в вок. музыке поэтической и даже прозаической речи имеет давнее происхождение; в определ. периоды у отдельных композиторов она выступала очень ярко (напр., оперы "Каменный гость" Даргомыжского и "Женитьба" Мусоргского). Однако при воспроизведении интонаций речи музыка не реализует своих богатых возможностей муз. обобщения в мелодии, развивающейся в соответствии с собственно-муз. закономерностями; вок. партия в этих случаях приобретает более или менее ярко выраженный характер речитатива, не обладающего широким дыханием и настоящей напевностью. Не случайно, напр., Мусоргский рассматривал оперу "Женитьба" исключительно как эксперимент, уч. работу. Нек-рой компенсацией может служить инстр. сопровождение, оно дополняет вок. партию и воссоздаёт эмоцион. подтекст речи, к-рый не в состоянии сколько-нибудь полно передать речитативная вок. партия. Подобное соотношение вок. партии и сопровождения отличает зрелые оперы Р. Вагнера (рождающаяся из слов "бесконечная мелодия" в вок. партии), песни X. Вольфа и т.д. Другая крайность в области Д. м. свободное развитие мелодии в вокальном сочинении, игнорирующее особенности течения словесного текста, его акцентировку, членение и т.д. Такой подход к трактовке текста в музыке свойствен нек-рым образцам итал. оперы. Историч. опыт показывает, что наиболее убедительные художеств. результаты достигаются в тех случаях, когда композитор избирает "средний" путь стремясь уложиться в рамки в основном верного произнесения текста, создаёт в то же время закруглённую мелодию, заключающую в себе собственно-муз. обобщение. В этом случае синтетич. муз. поэтич. образ может оказаться значительно богаче, чем в случае простого воспроизведения речевых интонаций, т. к. музыка не только доносит текст до слушателя, но и раскрывает естественно сопутствующие ему чувства и настроения, к-рые поэтич. текст отображает лишь косвенно и в огранич. степени. Подобное равноправие двух названных выше тенденций характерно для нар. иск-ва мн. стран, для муз. классики, как зарубежной (оперы В. А. Моцарта, оратории Й. Гайдна, песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса и др.), так и русской (оперы и романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и др.). Немало замечат. образцов Д. м., сочетающих тонкое воспроизведение особенностей речи и собственно-музыкальную выразительность, содержит и музыка 20 в. (оперы К. Дебюсси, Л. Яначека, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др.).

2) Степень верности воспроизведения поэтич. текста, его естественного выразит. произнесения в вок. сочинении. Отклонения от правильного произнесения текста в вок. музыке, т. н. декламац. погрешности, чаще всего связаны с акцентами (метрическими, динамическими, звуковысотными) на безударных слогах текста. Они возникают не только при создании музыки композитором, но и при переводе ориг. текста вок. произв. на другой язык (см. Эквиритмический перевод).

3) То же, что мелодекламация.

Литература: Оголевец А. С., Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960; его же, Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966; Асафьев Б. В., Речевая интонанация, Л., 1971; Васина-Гроссман В. A., Музыка и поэтическое слово, ч. 1, Ритм, М., 1972; Schuback J., Von der musikalischen Deklamation, Gцttingen, 1775; Framйry N. E., Analyse des rapports qui existent entre la musique et la dйclamation, P., 1802; K1enz1 W., Die musikalische Deklamation, в кн.: "Musikalisch-Philologische Studien", Lpz., 1880; Schering A., Musikalisches Organismus und Deklamationsrythmik, "ZfMw", XI, 1928/29; Scott Ch.K., Word and tone, t. 1-2, L., 1933; Georgiades Thr. G., Musik und Sprache..., В. Gцttingen Hdlb., 1954; Mьller-Blattau J., Das Verhдltnis von Wort und Ton in der Geschichte der Musik, Stuttg., 1952; Brown C. S., Tones into words. Musical compositions as subjects of poetry, Athens, 1953; Petri H., Literatur und Musik, Gцttingen, 1964.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины