Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - дилиус ф.

 

Дилиус ф.

дилиус ф. (Delius) Фредерик (29 I 1862, Брадфорд 10 VI 1934, Гре-сюр-Луэн) англ. композитор. Не получил проф. муз. образования. В детстве обучался игре на скрипке. В 1884 уехал в США, где работал на апельсиновых плантациях, продолжал заниматься музыкой самостоятельно, брал уроки у местного органиста Т. Ф. Уорда. Изучал негр. фольклор, в т. ч. спиричуэлы, интонации которых использованы в симф. сюите "Флорида" (дебют Д., 1886), симф. поэме "Гайавата" (по Г. Лонгфелло), поэме для хора и оркестра "Аппалача", опере "Коанга" и др. Вернувшись в Европу, учился у X. Зитта, С. Ядассона и К. Рейнеке в Лейпцигской консерватории (1886-1888). В 1887 Д. посетил Норвегию; на формирование творчества Д. оказал влияние Э. Григ, к-рый высоко оценил его дарование. Позднее Д. написал музыку к политич. пьесе норв. драматурга Г. Хейберга ("Folkeraadet" "Народный совет", 1897); возвращался к норв. тематике также в симф. произв. "Эскизы северной страны" и балладе "Жили-были" ("Eventyr", по "Народным сказкам Норвегии" П. Асбьёрнсена, 1917), циклах песен на норв. тексты ("Lieder auf norwegische Texte", на сл. Б. Бьёрнсона и Г. Ибсена, 1889-90). В 1900-е гг. обратился к датским сюжетам в опере "Фенимор и Герда" (по роману "Нильс Лин" Е. П. Якобсена, 1908-10; пост. 1919, Франкфурт-на-Майне); написал также песни на сл. Якобсена, X. Драхмана и Л. Хольстейна.

С 1888 жил во Франции, сначала в Париже, затем до конца жизни в Гре-сюр-Луэн, близ Фонтенбло, лишь изредка посещая родину. Встречался с И. А. Стриндбергом, П. Гогеном, М. Равелем и Ф. Шмиттом. С конца 19 в. в творчестве Д. ощутимо влияние импрессионистов, особенно ярко проявляющееся в приёмах оркестровки и красочности звуковой палитры. Творчество Д., отмеченное самобытностью, близко по характеру англ. поэзии и живописи конца 19 нач 20 вв. Д. был одним из первых англ. композиторов, обратившихся к нац. источникам. Образами англ. природы проникнуты многие произв. Д., в к-рых он также отразил своеобразие англ. бытового уклада. Его пейзажная звукопись проникнута тёплым, задушевным лиризмом таковы пьесы для малого оркестра: "Слушая первую кукушку весною" ("On hearing the first cuckoo in spring", 1912), "Летняя ночь на реке" ("Summer night on the river", 1912), "Предрассветная песня" ("A song before sunrise", 1918). Признание пришло к Д. благодаря деятельности дирижёра Т. Бичема, активно пропагандировавшего его сочинения и организовавшего посв.его творчеству фестиваль (1929). Произв. Д. включал в свои программы также Г. Дж. Вуд. Первое опубл. произв. Д. Легенда" ("Legende", для скрипки с оркестром, 1892).

Наиболее известная из его опер "Сельские Ромео и Юлия" ("Romeo und Julia auf dem Dorfe", соч. 1901) ни в 1-й ред. на немецком яз. (1907, "Комише опер", Берлин), ни в англ. варианте ("A village Romeo and Juliet", "Ковент-Гарден", Лондон, 1910) успеха не имела; лишь в новой пост. 1920 (там же) она была горячо принята англ. публикой. Характерна для дальнейшего творчества Д. его ранняя элегич.-пасторальная симф. поэма "За холмами и за дальними далями" ("Over the hills and far away", 1895, исп. 1897), осн. на воспоминаниях о вересковых полях Йоркшира родины Д.; близок к ней по эмоцион. плану и краскам "Морской дрейф" ("Sea-Drift") по У. Уитмену, поэзию к-рого Д. глубоко чувствовал и воплотил также в "Песнях прощания" ("Songs of farewell", для хора и оркестра, 1930-1932). Поздние муз. произв. Д. были продиктованы больным композитором его секретарю Э. Фенби, автору книги "Дилиус, каким я его знал" ("Delius as I knew him", 1936). Наиболее значит. из последних произв. Д. "Песня лета", "Фантастический танец" ("Fantastic dance") и прелюдия "Ирмелин" для оркестра, соната No 3 для скрипки.

Сочинения: оперы (6), в т. ч. Ирмелин (1892, Оксфорд, 1953), Коанга (1904, Эльберфельд), Фенимор и Герда (1919, Франкфурт); для орк. фантазия В летнем саду (In a summer garden, 1908), Поэма жизни и любви (A poem of life and love, 1919), Воздух и танец (Air and dance, 1925), Песнь лета (A song of summer, 1930), сюиты, рапсодии, пьесы; для инструментов с орк. 4 концерта (для фп., 1906; для скр., 1916; двойной для скр. и влч., 1916; для влч., 1925), каприс и элегия для влч. (1925); камерно-инстр. ансамбли струн. квартет (1917), для скр. и фп. 3 сонаты (1915, 1924, 1930), романс (1896); для фп. 5 пьес (1921), 3 прелюда (1923); для хора с орк. Месса жизни (Eine Messe des Lebens, по "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше, 1905), Песни заката (Songs of sunset, 1907), Арабеска (Arabesk, 1911), Песня Высоких холмов (A song of the High Hills, 1912), Реквием (1916), Песни прощания (Songs of farewell, по Уитмену, 1932); для хора a cappella Песнь странника (Wanderer's song, без слов, 1908), Нисходит красота (The splendour falls, по А. Теннисону, 1924); для голоса с орк. Сакунтала (на сл. X. Драхмана, 1889), Идиллия (Idill, по У. Уитмену, 1930) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. к пьесе "Гассан, или Золотое путешествие в Самарканд" Дш. Флекера (1920, пост. 1923, Лондон) и мн. др.

Литература: Hull R. H., Delius, L., 1928; Hutchings A., Delius: a critical biography, L., 1948; Warlock P., Frederick Delius, L., 1952; Becham Th., Frederick Delius, L., 1959, N. Y., 1960; Jahоda Gl., The road to Samarkand. Frederick Delius and his music, N. Y., 1969.

С. Ю. Сигида.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины