Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - динамика

 

Динамика

динамика (от греч. dynamixos имеющий силу, от dunamis сила) в музыке совокупность явлений, связанных с разл. степенями громкости звучания, а также учение об этих явлениях. Термин "Д.", известный ещё со времён антич. философии, заимствован из учения о механике; по-видимому, он был впервые введён в муз. теорию и практику швейц. муз. педагогом X. Г. Негели (1810). Д. основана на применении звучаний разл. степени громкости, их контрастном противопоставлении или же постепенной смене. Осн. виды динамич. обозначений: forte (сокращённо f) громко, сильно; piano (r) тихо, слабо; mezzo forte (mf) умеренно громко; mezzo piano (mp)умеренно тихо; fortissimo (ff) очень громко; pianissimo (pp) очень тихо; forte-fortissimo (fff) чрезвычайно громко; piano-pianissimo (ррр) чрезвычайно тихо. Все эти степени громкости звука являются относительными, а не абсолютными, определение которых относится к области акустики; абсолютная величина каждой из них зависит от многих факторов динамич. возможностей инструмента (голоса) или ансамбля инструментов (голосов), акустич. особенностей помещения, исполнительской трактовки произведения и др. Постепенное нарастание звучания crescendo (графич. изображение ); постепенное ослабление diminuendo или decrescendo (). Резкая, внезапная смена динамич. оттенка обозначается термином subito. Piano subito внезапная смена громкого звучания тихим, forte subito тихого звучания громким. К динамич. оттенкам относятся разл. виды акцентов (см. Акцент), связанных с выделением отд. звуков и созвучий, оказывающим влияние и на метрику.

Д. важнейшее средство муз. выражения. Подобно светотени в живописи, Д. способна производить психологич. и эмоцион. эффекты громадной силы, вызывать образные и пространств. ассоциации. Forte может создать впечатление чего-то светлого, радостного, мажорного, piano минорного, печального, fortissimo величественного, могучего, грандиозного, а доведённое до предельной силы подавляющего, устрашающего. Наоборот, pianissimo ассоциируется с нежностью, нередко таинственностью. Смены нарастания и спада звучности создают эффект "приближения" и "удаления". Нек-рые муз. произв. рассчитаны на определённое динамич. воздействие: хор. пьеса "Эхо" О. Лассо построена на противопоставлении громкого и тихого звучания, "Болеро" М. Равеля на постепенном нарастании звучания, приводящем в заключит. разделе к грандиозной кульминации.

Применение динамич. оттенков определяется внутр. сущностью и характером музыки, её стилем, особенностями структуры муз. произведения. В разл. эпохи эстетич. критерии Д., требования к её характеру и способам применения менялись. Одним из первоисточников Д. является эхо резкое, непосредственное противопоставление громкого и тихого звучания. Примерно до сер. 18 в. в музыке господствовала Д. forte и piano. Высшее своё развитие этот динамич. принцип получил в эпоху барокко с его искусством "хорошо организованного контраста", тяготением к монумент. полифонич. формам вок. и инстр. музыки, к ярким эффектам светотени. Для музыки эпохи барокко типичной являлась контрастная Д. и в более тонких её проявлениях Д. регистров. Этому типу Д. отвечал и господствовавший муз. инструментарий эпохи, в частности такие инструменты, как орган, клавесин (о последнем Ф. Куперен писал, что на нём "нельзя ни увеличить, ни уменьшить силу звуков", 1713), и монументально-декоративный стиль многогол. вок.-инстр. музыки венецианской школы, с её главенств. принципом coro spezzato противопоставлением разл. хор. групп и игры 2 органов. Самая значит. форма инстр. музыки этой эпохи предклассич. concerto grosso основывалась на резком, непосредств. противопоставлении forte и piano игры concerto и concertino, вообще отдельных, часто очень различных не только по тембру, но и по громкости звучания групп инструментов. В то же время в области сольного вок. исполнения уже в период раннего барокко культивировались плавные, постепенные изменения громкости звучания. В области инстр. музыки переходу к такой Д. способствовали коренной переворот в муз. инструментарии, свершившийся в кон. 17 нач. 18 вв., утверждение скрипки, а позднее и молоточкового фп. как ведущих сольных инструментов, обладающих разнообразными динамич. возможностями, развитие певучей, протяжённой, гибкой, психологически более ёмкой инстр. мелодики, обогащение гармонич. средств. Скрипка и инструменты скрипичного семейства составили основу формирующегося классич. (малого) симф. оркестра. Отдельные знаки crescendo и diminuendo встречаются у нек-рых композиторов начиная с 17 в.: Д. Мадзокки (1640), Ж. Ф. Рамо (30-е гг. 18 в.). Указание crescendo il forte имеется в опере "Артаксеркс" Н. Йоммелли (1749). Ф. Джеминиани явился первым инстр. виртуозом, применившим в 1739, при переиздании своих сонат для скрипки с басом ор. 1 (1705), особые динамич. знаки для нарастания силы звука (/) и для его уменьшения ();он пояснял: "звук должен начинаться тихо и затем ровно усиливаться до половины длительности (ноты), после чего постепенно стихать к концу". Это исполнительское указание, относящееся к crescendo на одной ноте, следует отличать от переходного crescendo внутри больших муз. построений, применению к-рого положили начало представители мангеймской школы. Введённые ими длит. динамич. нарастания и спады, более чёткие динамич. оттенки были не только новыми исполнительскими приёмами, но и органич. особенностями самого стиля их музыки. Мангеймцы установили новый динамич. принцип forte y них достигалось не с помощью простого увеличения количества голосов (приём, широко использовавшийся до этого), а с помощью усиления звучания всего орк. ансамбля. Они установили, что piano удаётся тем лучше, чем больше дисциплинированных музыкантов участвует в исполнении. Тем самым оркестр был освобождён от статичности и сделался способным к разнообразным динамич. "модуляциям". Переходное crescendo, связывавшее между собой forte и piano в единое динамич. целое, означало новый принцип в музыке, взрывавший старые муз. формы, основывавшиеся на контрастной Д. и Д. регистров. Утверждение классич. сонатной формы (сонатного allegro), внедрение новых принципов тематич. развития обусловили использование более детализированных, тонких динамич. оттенков, основывающихся уже на "контрастах в теснейших рамках тематич. образования" (X. Риман). Иск-во "хорошо организованного контраста" уступило место иск-ву "постепенного перехода". Эти два осн. динамич. принципа нашли своё органич. сочетание в музыке Л. Бетховена с её мощными динамич. контрастами (излюбленный приём subito piano нарастание звука внезапно прерывается, уступая место piano) и вместе с тем постепенными переходами от одного динамич. оттенка к другому. В дальнейшем они получили развитие у композиторов-романтиков, в особенности у Г. Берлиоза. Для орк. сочинений последнего характерно сочетание разнообразных динамич. эффектов с определ. инстр. тембрами, что позволяет говорить о своего рода "динамич. красках" (приём, в дальнейшем широко разработанный импрессионистами). Позднее получила развитие и полидинамика несовпадение при ансамблевой игре динамич. оттенков у отд. инструментов или орк. групп, создающее эффект тонкой динамич. полифонии (типична для симфонизма Г. Малера). Д. играет огромную роль в исполнительском искусстве. Логика соотношения муз. звучностей одно из главных условий художеств. исполнения. Её нарушение способно исказить содержание музыки. Будучи неразрывно связана с агогикой, артикуляцией и фразировкой, Д. во многом определяет индивид. исполнит. стиль, характер интерпретации, эстетич. направленность исполнит. школ. Для одних характерны принципы волнообразной Д., дробных динамич. оттенков, для других принципы террасообразной Д., построение целого из динамических "плоскостей", отделённых друг от друга отчётливыми гранями, и т. п.

В различных авангардистских течениях 20 в. использование динамич. средств претерпевает большие изменения. В атональной музыке, порывающей с ладом и функцион. отношениями, тесная связь Д. с логикой гармонич. развития утрачивается. У авангардистов модифицируется и эффект динамич. несовместимости, когда, напр., на выдержанном аккорде у каждого инструмента по-разному меняется сила звучания (К. Штокхаузен, "Zeitmasse"). В полисерийной музыке динамич. оттенки полностью подчинены серии, каждый звук к-рой связывается с определённой степенью громкости.

Литература: Mострас К. Г., Динамика в скрипичном искусстве, М., 1956; Коган Г. М., Работа пианиста, М., 1963, 1969, с. 161-64; Пазовский А. М., Записки дирижёра, М., 1966, с. 287-310, М., 1968; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Hamb., 1884; Heuss A., Ьber die Dynamik der Mannheimer Schule, в кн.: Riemann-Festschrift, Lpz., 1909, S. 433-55; Rolland R., Hдndel, P., 1910, рус. пер., M., 1931, с. 68-70; Harding R. E. M., Origins of musical time and expression, L., 1938, ch. IV, p. 85-107; Kolneder W., Auffьhrungspraxis bei Vivaldi, Lpz., (1955); Fellinger I., Ьber die Dynamik in der Musik von J. Brahms, В., 1961.

И. M. Ямпольский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины