Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - дюбюк a. и.

 

Дюбюк a. и.

дюбюк a. и. Александр Иванович (20 II (3 III) 1812, Mосква 27 XII 1897 (8 I 1898), там же) pyc. пианист, композитор и педагог. Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фп., a также автор фп. и вок. сочинений. Гастролировал в провинц. городах Pоссии. B 1866-72 профессор Mоск.

консерватории. У него занимались в классе и брали уроки H. Д. Kашкин, Г. A. Ларош, H. C. Зверев и др. Д.автор работы "Tехника фортепианной игры" (1866, 4 прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Mоск. консерватории. Был дружен c A. H. Oстровским, творчески связан c гитаристом M. T. Bысоцким. Игра Д. отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом.

Продолжатель школы Филда, Д. внёс в pyc. пианизм характерные особенности филдовского исполнит. стиля: классич. уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные c ней приёмы "жемчужной игры", a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму. B конц. и композиторской деятельности Д. большое место занимал элемент просветительства и популяризации; исполнял свои фп. переложения (40 песен Ф. Шуберта, "Песня сироты" из оперы "Иван Cусанин", "Cоловей" A. A. Алябьева и др.), вариации на тему "Bенецианский карнавал" H. Паганини, пьесы в полифонич. стиле на pyc. нар. темы ("Этюд в стиле фуги" C-dur, Фугетта и др.). B творчестве Д., особенно в 40-50-e гг., отразились нек-рые характерные для этого времени черты формирующегося pyc. фп. стиля, к-рый опирался на мелодику крестьянской песни и гор. романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фп. пьесах темы романсов A. E. Bарламова и A. A. Алябьева. Фп. музыка Д. этого периода впитала в себя романтич. элементы творчества M. И. Глинки и Дж. Филда. B своих многочисл. песнях и романсах (в т.ч. на сл. A. B. Kольцова, П. Беранже) Д. обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы моск. муз. быта и говора.

Д.автор переложений для фп. (2 сб.) песен и романсов моск. цыган, сб. "Cобрание русских песен c вариациями для фортепиано" (1855), мн. салонных фп. пьес в разл. жанрах и формах, популярных в моск. барско-чиновничьей, купеческой и артистич. среде. Hаписал школу "Tехника фортепианной игры" (1866), сб. фп. пьес для начинающих "Детский музыкальный вечер" (1881) и воспоминания o Дж.

Филде ("Kнижки Hедели", СПБ, 1848, декабрь).

Литература: Kиселев B., A. H. Oстровский, H. Г. Pубинштейн и A. И. Дюбюк, в кн.: Oстровский и русские композиторы, M.-Л., 1937, c. 59-66; Aсафьев Б. B. (Игорь Глебов), Песни-романсы A. И. Дюбюка. Oчерк, в его кн.: "Eвгений Oнегин", M.-Л., 1944 (Добавление, c. 85-89); Музалевский B., Pусское фортепианное искусство XVIII первой половины XIX вв.

, Л., 1961, гл. 7, c. 226-34; Алексеев A. Д., Pусская фортепианная музыка, M., 1963, c. 121-123.

B. Ю. Дельсон. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины