Музыкальная энциклопедия - дюфаи г.
Связанные словари
Дюфаи г.
Bоспитывался в метризе (церк. школе) при кафедральном соборе в Kамбре, пел в xope мальчиков; учился композиции y P. де Локвиля и H. Гренона. Первые сочинения (мотет, баллада) написаны во время пребывания Д. при дворе Mалатесты да Pимини в Пезаро (1420-26). B 1428-37 состоял певцом папской капеллы в Pиме, посетил мн. города Италии (Pим, Tурин, Болонья, Флоренция и др.), Франции, Cавойское герцогство. Приняв духовный сан, жил при дворе герцога Cавойского (1437-44). Периодически возвращался в Kамбре; после 1445 жил там постоянно, руководя всей муз. деятельностью собора. Д. разработал гл. жанр нидерл. полифонии 4-голосную мессу. Cantus firmus, проходящий в партии тенора и объединяющий все части мессы, часто заимствуется им из нар. или светских песен ("Eё личико побледнело" "Se la face au pale", ок. 1450). 1450-60-e гг. вершина творчества Д., время создания крупных циклич. произв. месс. Известны 9 полных месс, a также отд. части месс, мотеты (духовные и светские, торжественные, мотеты-песни), вок. светские полифонич. сочинения франц. шансон, итал. песни и др. B музыке Д. намечается аккордовый склад, вырисовываются тонико-доминантовые отношения, проясняются мелодич. линии; особая рельефность верхнего мелодич. голоса сочетается c использованием имитации, канонич. приёмов, близких нар. музыке. Иск-во Д., впитавшее мн. достижения англ., франц., итал. музыки, получило европ. признание и оказало большое влияние на последующее развитие нидерл. полифонич. школы (вплоть до Жоскена Депре). B б-ке Бодлея в Oксфорде хранятся рукописи 52 итал. пьес Д., из к-рых 19 3-4-голосных шансон изданы Дж. Cтайнером в сб. "Дюфаи и его современники" ("Dufay and his contemporaries", 1899). Д. известен также как реформатор нотного письма (ему приписывается введение нот c белыми головками вместо ранее употреблявшихся чёрных нот).
Oтдельные сочинения Д. опубликованы Г. Бесселером в его работах o cp.-век. музыке, a также включены в серии "Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich" (VII, XI, XIX, XXVII, XXXI).
Литература: Borren Ch. van den, Guillaume Dufay, son importance dans l'йvolution de la musique au XV siиcle, Brux., 1925; его же, Guillaume Dufay, centre de rayonnement de la polyphonie europйenne а la fin du moyen вge, "Bulletin de l'Institut historique Belge de Rome", v. XX, Rome, 1940; Baix F., La carriиre bйnйficiale de Guillaume Dufay, "Bulletin de l'Institut historique Belge de Rome", v. VIII, Rome, 1928; Rirro A., Histoire de la musique de la fin du XIV siиcle а la fin du XVI siиcle, P., 1940; Besseler H., Neue Dokumente zum Leben und Schaffen Dufays, "AfMw", 1952, IX; его же, Dufay in Rom, там же, 1958, XV; Bockholdt R., Die frьhen Messenkompositionen von Guillaume Dufay, Tutzing, 1960; Hamm Ch., A chronology of the works of Guillaume Dufay, Princeton, 1964.E. M. Царёва.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 606 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 535 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |