Музыкальная энциклопедия - флажолеты
Связанные словари
Флажолеты
С. С. Прокофьев. Концерт для скрипки с оркестром M 1, часть 3.М. Равель. "Цыганская рапсодия" для скрипки с оркестром.
Запись искусственных Ф. включает ноту, указывающую место прижатия струны, и ромбовидную ноту, обозначающую точку касания; часто выписывается также реально звучащая нота.
Нередко способ извлечения Ф. предоставляется исполнителю; в таких случаях под нотами пишут armonici, flautini, cloche, armonioso, sons harmoniques, flg и др.
П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, часть 3.Н. Паганини. Интродукция и вариации на тему "У очага уж не грущу я боле" ("Non piъ mesto") из оперы "Золушка" Россини для скрипки с оркестром. Обработка для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера.
В скрипичной лит-ре 18 в. (в творчестве венских классиков) Ф. применялись очень ограниченно (В. А.Моцарт, концерт No 4 для скрипки, часть 2; Л. Бетховен, концерт для скрипки, часть 1), хотя игра Ф. практаковалась уже в 1-й половине этого века (Ж. Ж. де Мон-донвиль, "Les sons harmoniques", 6 сонат для скрипки с basso continuo op. 4, 1738). P. стали систематически использоваться в 19 в. в связи с общим для романтизма интересом к звукокрасочной стороне музыки: встречаются в виртуозной сольной лит-ре, напр. при окончании быстрых пассажей (Ф. Мендельсон, концерт для скрипки, часть 3). Н. Паганини вводит в употребление сложнейшие двойные и тройные Ф. (см. пример выше); в орк. музыке в эпизодах фантастич. характера встречаются аккорды Ф. (Р. Вагнер, "Лоэнгрин", начало вступления), а также Ф. струнных в комбинации с Ф. арф (Г. Берлиоз, "Скерцо Маб" из симфонии "Ромео и Юлия", Allegretto). Особенно изобретательно применяются Ф. в орк. соч. К. Дебюсси (напр., "Море"), М. Равеля ("Испанская рапсодия"), И. Ф. Стравинского ("Весна священная"; "Поцелуй земли" Ф. струнных), в частности в сочетании с glissando (Стравинский "Жар-птица", вступление; Д. Д. Шостакович "Нос", Сцена бритья), с pizzicato (Р. С. Леденёв 6 пьес для струнных с арфой, ор. 16). Эффект звучания Ф. применяется на арфе (Шостакович симфония No 5, часть 3, кода); Ф. встречаются в конц. лит-ре для гитары (М. Льобет "Каталонская песня"; X. Турина "Фанданго") и др. щипковых инструментов. Только одними Ф. играют на трумшайте. А. Шёнберг применил Ф. на фп. (3 фп. пьесы ор. 11, No 1).
2) Родственный скрипичным Ф. звук, получаемый на флейте в результате передувания. Возможны Ф. октавы, дуодецимы и квинтдецимы; извлекаются приблизительно в пределах нижней октавы флейтового диапазона; записываются либо нотой с маленьким нолём сверху, либо нотой и ромбом, показывающим действит. звучание. Тонкий, изысканный приём; применение в лит-ре весьма ограниченно (напр., "Великая жертва" из балета "Весна священная" Стравинского, цифра 87).
Литература: Таргонский Я., Флажолеты смычковых инструментов, М., 1936; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, Л., 1950; Rогаль-Левицкий Д. Р., Современный оркестр, т. 1, M., 1953; Ямпольский A., Рабинович Я., Питкус М. (сост.), Флажолеты. Этюды, упражнения и отрывки из скрипичной литературы, М., 1957; Mострас К., Флажолеты, в сб. : Очерки по методике обучения игре на скрипке, М., 1960; Фортунатов Ю., Барсова И., Практическое руководство по чтению симфонических партитур, М., 1966, гл. 6; Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1977; Heller H., Lehre der Flцten-Tцne, В., 1927; Ristоn W., Orchestration, N. Y., 1955; Kirkendale W., Segreto comunicato da Paganini, "JAMS", 1965, v. 18, No 3. Т. А. Репчанская.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |