Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - гурилёв а. л.

 

Гурилёв а. л.

гурилёв а. л. Александр Львович (22 VIII (3 IX) 1803, Москва 30 VIII (11 IX) 1858, там же) рус. композитор, скрипач, пианист и педагог. Сын крепостного музыканта Л. С. Гурилёва. Музыке обучался под рук. отца; брал уроки у Дж. Филда (фп.), И. И. Геништы (теория музыки). С юных лет играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, участвовал в квартете известного любителя музыки Н. Б. Голицына. В 1831 вместе с отцом получил вольную и приписался к об-ву Моск. ремесленной управы. Приобрёл известность как композитор, пианист и педагог. Романсы Г. прочно вошли в рус. гор. быт. Однако, несмотря на успех, всю жизнь Г. провёл в трудных материальных условиях, был вынужден давать уроки музыки, заниматься нотной корректурой. В последние годы жизни страдал тяжёлым психич. заболеванием.

Ведущий жанр творчества Г. вок. лирика. Основой вок. стиля Г. послужила нар. песня гор. быта, мещанской, разночинной среды. Большое влияние на развитие его таланта оказала дружба с А. Е. Варламовым, наряду с к-рым Г. был ярким представителем демократич. рус. романса. Мн. его песни стали народными; их распевали под аккомпанемент гитары или фп. в гор. быту, они проникали также в крестьянскую среду, в репертуар проф. цыганских хоров. Как и Варламов, Г. собирал и обрабатывал рус. нар. песни. Составленный им сб. "47 русских народных песен" для голоса с фп. явился ценным вкладом в рус. муз. фольклористику. Сюда вошли наиболее популярные песни крестьянской и гор. традиции, разработанные в стиле бытового музицирования, с обильным применением вариац. приёмов и характерным переинтонированием нар. мелодий в духе романса. Сб. Г. своеобразная энциклопедия бытовой гор. песни 30-40-х гг. 19 в. С нар. традицией тесно связаны "русские песни" Г. на сл. А. Н. Кольцова, Н. П. Грекова, И. Макарова и др. поэтов. В них нашли отражение типичные для композитора скорбные, элегич. настроения, мягкий и задушевный лиризм. Неразделённая любовь, тоска одиночества, мечты о счастье обычные мотивы этих песен: "Колокольчик", "Вьётся ласточка", "Не шуми ты, рожь" и др. Глубоко волновала композитора тема женской доли. В песнях "Матушка-голубушка", "Грусть девушки", "Отгадай, моя родная", "Сарафанчик" он запечатлел обаятельные образы рус. девушек, родственные лирич. поэзии Кольцова и Н. Г. Цыганова, портретной живописи А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. По стилю "русские песни" Г. приближаются к бытовому романсу. При всей лиричности, они отличаются ритмич. собранностью, жанровой определённостью. Мелодика их чаще всего укладывается в ритм плавного, неторопливого вальса; простой аккомпанемент гитарного типа подчёркивает мерную 3-дольность движения. Внедрение танц. вальсового ритма в интонац. строй лирич. песни одна из типичных особенностей гор. фольклора 19 в.

Лирич. романсы Г. созвучны настроениям рус. поэзии последекабристской поры. В них воплощены скорбные думы о судьбе простого человека, скрытый протест против гнетущих сил рус. действительности. Лучшие романсы Г. во многом перекликаются с лирикой М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Влияние Глинки, его пластичной и ясной кантиленной мелодики нашло отражение в элегии "Вам не понять моей печали", в светлом, мечтат. романсе "Внутренняя музыка". С др. стороны, в лирике Г. заметно проступают и новые черты выразительной, драм. декламации. В романсах "Разлука" (сл. Кольцова), "Я говорил при расставанья" (сл. А. А. Фета), "Бедная девушка ты" (сл. К. С. Аксакова) композитор приближается к жанру романса-монолога, широко представленного в творчестве Даргомыжского, П. И. Чайковского. Новое содержание вкладывает Г. в романсы на сл. М. Ю. Лермонтова. В элегиях "Оправдание", "И скучно, и грустно" он выступает как один из первых интерпретаторов лермонтовской поэзии в рус. музыке, чутко передаёт скорбную исповедь поэта. Всенар. достоянием стал романс Г. на сл. Кольцова "Разлука" ("На заре туманной юности"), в к-ром широкая распевность сочетается с выразительностью драм. речитатива.

Отличительный признак романсов и песен Г. тонкая разработка фп. партии. Технически несложная, она в то же время характеризуется чистотой голосоведения, детальной и тщательной нюансировкой. Это свидетельствует о высокой профессиональной культуре композитора, прекрасно владевшего выразит. средствами фп.

Большое место в наследии Г. занимают разл. жанры фп. музыки: вариации, танц. миниатюры. В них ясно прослеживается романтич. традиция рус. пианизма, идущая от фп. стиля Филда, Глинки, А. А. Алябьева и др. рус. музыкантов. Г. широко разрабатывает излюбл. жанры бытового танца (полька, мазурка, вальс, полонез). Значит. интерес представляют его вариации на темы нар. песен, романсов и опер; они отличаются разнообразием фп. фактуры, тембровыми контрастами. Широкий конц. размах, тонкое применение "бисерной" техники мелких пассажей сочетаются у Г. с лирич. задушевностью и напевностью. С особой полнотой эти качества проявились в вариациях на тему романса Варламова "На заре ты её не буди".

Муз. наследие Г., как и творчество его современников Алябьева, А. Н. Верстовского и Варламова, долгое время не получало в музыковедении достойной оценки, и только в трудах сов. музыковедов оно нашло широкое освещение как одно из проявлений демократич. рус. культуры 1-й пол. 19 в.

Сочинения: романсы и песни (88), в т.ч. Матушка-голубушка, Колокольчик (Однозвучно гремит колокольчик), Вьётся ласточка, Домик-крошечка, Не шуми ты, рожь, Грусть девушки, Сарафанчик, Разлука (На заре туманной юности), Вам не понять моей печали, И скучно, и грустно, и др.; обр. рус. нар. песен для голоса с фп. (47); фп. пьесы (ок. 30), в т.ч. Концертная фантазия на темы из оперы Доницетти "Лукреция Борджиа", Концертная фантазия на тему из оп. Глинки "Иван Сусанин", вариации на темы романсов Алябьева (Соловей мой, соловей), Варламова (На заре ты её не буди, Ты не пой, соловей), вариации на темы рус. нар. песен (Не белы то снеги, По всей деревне Катинька), полонез на темы романсов Алябьева, котильон, 2 вальса, 5 мазурок, 2 польки-мазурки, экспромт-мазурка, 2 галопа и др.

Литература: Н. З. (Захаров Н. И.), Кое-что по поводу русских песен, собранных и переложенных для пения и фортепьяно г. Гурилевым..., "Москвитянин", 1852, т. 4, No 16, авг., кн. 2, Критика и библ., с. 139-59; Асафьев Б. В., Важнейшие этапы развития русского романса, в сб.: Русский романс, Л., 1930, с. 9-24; его же, Композиторы 1-й половины XIX века. Русская классическая музыка, вып. 1, М., 1945; его же, Русский романс 19 века, в его кн.: Русская музыка от начала XIX столетия, Л.-М., 1930, с. 56-104; Тынянова Е., К биографии Гурилёва, "СМ", 1946, No 9; История русской музыки в нотных образцах, под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 3, М.-Л., 1952, 1970; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; Музалевский В., Русское фортепианное искусство..., Л., 1961, с. 176-79; Алексеев A., Русская фортепианная музыка, М., 1963, гл. II, с. 68-70.

О. Е. Левашёва.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины