Музыкальная энциклопедия - хандошкин и. е.
Связанные словари
Хандошкин и. е.
X. был первым выдающимся рус. скрипачом. Обладая незаурядным даром импровизации и технич. мастерством, он поражал современников виртуозной игрой на скрипке. Владел также альтом, балалайкой и 7-струн. гитарой. Творчество X., одного из талантливейших рус. композиторов доглинкинской эпохи, было тесно связано с его исполнит. деятельностью. Им было создано более 50 циклов вариаций на рус. песни, а также сонаты (для скрипки, 2 скрипок, скрипки с басом). Самобытные черты творчества наиболее ярко проявились в вариациях на нар. темы. X. свободно трактует нар. мелодию, искусная гармонизация к-рой способствует её обогащению, раскрытию образного содержания. Вариации X. это развёрнутые конц. пьесы с тонко разработанной виртуозной фактурой. Широко используя сложнейшие технич. приёмы, он передал в них нар. манеру инстр. исполнительства. Нек-рые методы варьирования предвосхищают "Камаринскую" Глинки. Значит. интерес представляют 3 сонаты для скрипки соло (g-moll, Es-dur, D-dur). Обращаясь к этому жанру, уже не встречавшемуся в европ. музыке 2-й пол. 18 в., X. создаёт произв., отличающиеся от сольной скр. сонаты старых итал. мастеров и И. С. Баха. Его произв. по изложению, характеру тематизма и форме приближаются к классич. сонате гайдновско-моцартовского типа. Композитор расчленяет муз. ткань на гл. и сопровождающие голоса. В основном гомофонная фактура сонат X. содержит элементы полифонии, свободно применяются двойные ноты, аккорды, развитые виртуозные пассажи. Своеобразие замысла отличает единственную сонату для скрипки и баса, состоящую из 2 частей спокойного вступления и блестящего каприччо. В ней на первый план выдвигается импровизационность, характерная и для вариаций. По сравнению с сонатами для скрипки соло она примечательна смешением новых стилистич. черт со старыми исполнит. традициями.
Разнообразное по жанрам творчество X., отличающееся смелостью, виртуозным размахом, обогатило рус. инстр. музыку 2-й пол. 18 в. Опираясь на высокие образцы нар. иск-ва, развивая и совершенствуя скр. технику, X. создал яркие, художественно совершенные сольно-инстр. произв. (большинство из них осталось в рукописи). Многие его соч., по-видимому, утеряны.
Сочинения: для скр. (соло) Русские песни с вариациями (1781), Новые вариации на русские песни (1785), Шесть сонат (1789), Три сонаты (изд. между 1800 и 1808); для 2 скр. Шесть старинных русских песен с вариациями (1785); Шесть старинных песен с приложенными к оным вариациями для скрыпки и алто-виолы (1786); для скр. и баса Русские песни с вариациями на скрыпку и бас (1785), соната (изд. в ред. В. Я. Шебалина, 1952); для фп. Вариации на русскую песню "Выйду ль я на реченьку" (1795) и др.Литература: Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, (т.) 1, М.-Л., 1951, гл. 4; Вольман Б., И. Хандошкин и русская песня, "СМ", 1954, No 3; Цуккерман В., "Камаринская" Глинки и её традиции в русской музыке, М., 1957, с. 145-47, 151-56; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 404-15; Rаабен Л., Жизнь замечательных скрипачей, (М.-Л., 1967); Pесечко Г., Иван Евстафьевич Хандошкин, Л., 1972; Mооsеr A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 3, Lausanne (s. a.); Swan A. J., Russian music and its sources in chant and folksong, N. Y., 1973, p. 58-59.И. M. Ветлицына.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 515 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |