Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - кавалли ф.

 

Кавалли ф.

кавалли ф. (Cavalli: наст. фам. Калетти, Caletti; в ранние годы прозвище Бруни, Bruni) Франческо (Пьер или Пьетро Франческо) (14 II 1602, Крема 17 I 1676, Венеция) итал. композитор. Сын и ученик Дж. Б. Калетти, по прозванию Бруно (Il Bruno Брюнет; ок. 1560-1622), соборного капельмейстера в Креме.

Завершил муз. образование в Венеции, где жил с 1616. С 1617 служил в соборе Сан-Марко певчим (тенор), затем органистом (с 1640-2-м, с 1665-1-м) и капельмейстером (с 1668). Писал церк. музыку (выделяется реквием), но осн. внимание уделил опере. Продолжив линию римской школы и восприняв многое от К. Монтеверди, К. выработал собств. стиль и стал ведущим мастером венецианской оперной школы (см. Венецианская школа). Первое произв. К. для муз. т-ра "Свадьба Фетиды и Пелея" ("Le nozze di Teti edi Peleo", 1639, т-р "Сан-Кассиано", Венеция) определено как opera scenica (сценич. произв.). Выдающийся успех третьей оперы К. "Дидона" (1641, там же) создал ему славу, упроченную последующими произв. ("Эгист", 1643, там же; "Дейдамия", 1644, т-р "Новиссимо", Рим; "Орминдо", 1644, там же; "Дориклея", 1645, т-р "Сан-Кассиано";. "Ясон", 1649, там же; "Орион", 1653, т-р "Реджо", Милан; "Гипермнестра", 1658, т-р "Пергола", Флоренция, и др.). Наряду с мифологией в операх К. представлена история ("Ксеркс", 1654, т-р "Санти-Джованни э Паоло", Венеция; "Сципион Африканский", 1664, там же; "Муций Сцевола", 1665, там же; "Кориолан", т-р "Дукале", Пьяченца, 1669, и др.). В 1660-62 жил в Париже, где были пост. его оперы "Ксеркс" (2-я ред., 1661) и "Влюблённый Геркулес" (1662). В 1967 на фестивале в Глайндборне (Великобритания) пост. опера К. "Орминдо".

В поисках драм. правды К. применял разнообразные выразит. средства, повысил эмоцион. силу мелодич. пения, обогатил формы речитатива (с употреблением гармонич. модуляций, колоратуры), арии (от песенных эпизодов и вариац. построений, чередующихся с речитативами, до 2и 3-частных композиций, особенно в партиях гл. персонажей) и дуэта (кульминации действия), широко использовал элементы венецианского фольклора, в частности баркаролы; в трагедийные сюжеты своих опер вводил комич. ситуации.

Сочинения: 42 оперы, из них сохранились в партитурах 27; реквием (написан незадолго до кончины, исполнялся на похоронах К.); Священная музыка (Musiche sacre, изд. 1656), месса и псалмы, сопровождаемые инстр., гимны, антифоны и сонаты для 2-6, 8, 10 и 12 голосов, вечерни (Vesperi) для 8 голосов (изд. 1675); кантаты для 1-2 голосов, и др.

Литература: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем.. Л., 1925, с. 126-137; Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии и Англии, пер. с франц., М., 1931, с. 46-52; Wie1 Т., Francesco Cavalli e la sua musica scenica, Venezla, 1914; Pruniиres H., Cavalli et l'opйra vйnitien au XVII siиcle, P., 1931; Rolandi U., Le opere teatrale di Francesco Cavalli, в кн.: La scuola veneziana, Siena, 1941; Wortshоrne S. T., Venetian opera, Oxf., 1954; Abert A. A., Claudio Monteverdi und das musikalische Drama, Lippstadt, 1954.

Б. С. Штейнпресс.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины