Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - кавос к. а.

 

Кавос к. а.

кавос к. а. Катерино Альбертович (30 X 1775, Венеция 28 IV (10 V) 1840, Петербург) русский композитор и дирижёр. По национальности итальянец. Учился у Ф. Бьянки. В 1797 дебютировал как композитор "Патриотическим гимном в честь гражданской гвардии", который был исполнен в театре "Фениче" (Венеция). В кон. 1798 нач. 1799 переехал в Россию. С 1799 служил при дирекции императ. т-ров в Петербурге, с 1806 капельмейстер рус. оперы, с 1822 инспектор придв. оркестров, с 1832 директор музыки. Преподавал в Театр. школе и др. уч. заведениях Петербурга. К. внёс большой вклад в развитие рус. муз. т-ра, его творчество способствовало формированию репертуара, воспитанию певцов и музыкантов. У него учились выдающиеся рус. оперные артисты В. М. и С. В. Самойловы, О. А. Петров, А. Я. Воробьёва-Петрова, M. M. Степанова. Под руководством К. были поставлены многие рус. и иностр. оперы, в т.ч. впервые "Жизнь за царя" Глинки (1836). Композитор написал св. 50 музыкально-театр. произведений разл. жанров. Не обладая ярким дарованием, К. был опытным и образованным музыкантом, внимательно следившим за развитием совр. ему русской культуры. К. владел чувством сцены, умел находить верные средства для обрисовки драматич. ситуаций. К. расширил формы ранней рус. оперы, обогатил её выразит. средства, в частности усилил роль оркестра. Его оперы написаны на рус. сказочные, былинные и историч. сюжеты. Наиболее значит. среди них "Иван Сусанин" (либретто А. А. Шаховского), отразившая патриотич. подъём, связанный с Отечеств. войной 1812. В ней особенно выделяются хоровые сцены, решённые в нар. духе, героич. же образ рус. крестьянина снижен сентиментально-морализующей трактовкой сюжета. Большой популярностью пользовалась опера-водевиль "Казак-стихотворец" (либретто Шаховского), в к-рой композитор удачно выбрал и обработал укр. нар. песни. Мелодии нар. песен и танцев также занимают большое место в его патриотич. дивертисментах. В сотрудничестве с балетм. И. И. Вальберхом и Ш. Дидло К. создал балеты на анакреонтич. и романтич. сюжеты. Писал музыку и к драматич. спектаклям.

Сочинения: оперы Князь-невидимка (1905), Илья-богатырь (1906), Иван Сусанин (1815), Добрыня Никитич, или Страшный замок (совм. с Ф. Антонолини, 1818), Жар-птица, или Приключение Левсила царевича (1823); опера-водевиль Казак-стихотворец (1812); балеты -Зефир и Флора (1808; 2-я ред. 1818), Амур и Психея (1809), Карлос и Розальба, или Любовник, кукла и образец (1817), Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов (1819), Кавказский пленник, или Тень невесты (по поэме А.С.Пушкина, 1823); балеты-дивертисменты Ополчение, или Любовь к отечеству (1812), Праздник в стане союзных армий (1813), Торжество России, или Русские в Париже (1814), Возвращение ополчения (1815) и др.

Литература: Зотов Р., Биография капельмейстера Кавоса, "Репертуар русского театра", 1840, кн. 10; Дехтерева-Кавос С., Катерино Альбертович Кавос, "Русская старина", 1895, апрель; Блох Г., К. А. Кавос, "ЕИТ". Сезон 1896-1897, прилож., кн. 2, СПБ, 1898; Грачев П. М., К. А. Кавос, в кн.: Очерки по истории русской музыки 1790-1825, Л., 1956; Mооsеr R.-A., С. Cavos, "RMI", 1969, III.

Ю. В. Келдыш.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины