Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - келдыш г. в.

 

Келдыш г. в.

келдыш г. в. Георгий (Юрий) Всеволодович (р. 16(29) VIII 1907, Петербург) сов. музыковед и педагог. Доктор искусствоведения (1947). Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Чл. КПСС с 1947. В 1930 окончил научно-композиторский ф-т Моск. консерватории по классу М. В. Иванова-Борецкого. В 1926-32 чл. РАПМ. В 1946-50 старший науч. сотрудник Ин-та истории иск-в АН СССР. С 1950 заместитель директора по науч. части, в 1955-57 директор н.-и. Ленингр. ин-та т-ра и музыки. В 1961-74 зав. сектором музыки народов СССР Ин-та истории иск-в Мин-ва культуры СССР. В 1957-1960 ред. журн. "Советская музыка". С 1949 чл. Главной редакции "Большой советской энциклопедии", с 1967 гл. ред. "Музыкальной энциклопедии". Секретарь правления CK СССР (с 1974). Чл. Комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете Министров СССР (с 1971). В 1958-65 чл. Высшей аттестационной комиссии Мин-ва высшего и среднего специального образования СССР. В 1930-50 и с 1957 преподаёт в Моск. консерватории (с 1948 профессор, в 1946-49 зав. кафедрой истории рус. Музыки), в 1950-56 в Ленингр. консерватории. Среди учеников К. А. И. Кандинский, Ю. С. Корев, Е. А. Добрынина, E. M. Левашов.

Осн. направление исследоват. работы К. история рус. музыки (преим. 17-18 вв. и 2-й пол. 19 в.). Ему принадлежит также ряд работ и критич. статей, посвященных советской и совр. заруб. музыке. К. является редактором книг и сборников: "Воспоминания о Мусоргском А. А. Голенищева-Кутузова" (в кн.: "Музыкальное наследство. Сборник материалов по истории музыкальной культуры в России", вып. I, М., 1935), "Письма М. П. Мусоргского к А. А. Голенищеву-Кутузову" (М., 1939), "В. В. Стасов. Письма к родным" (т. 1, совм. с Д. Е. Аркиным, т. 2-3, совм. с М. О. Янковским, М., 1953-62), "Очерки по истории русской музыки. 1790-1895" (Л., 1956, совм. с М. С. Друскиным), "Э. Ф. Направник. Автобиографические, творческие материалы, документы, письма" (Л., 1959), "Вопросы музыкознания" (сб. ст., т. III, М., 1960), "История музыки народов СССР", (т. 1-5, М., 1966-74), "Памятники русского музыкального искусства" (вып. 1-4, М., 1972-73) и др.

Сочинения: Романсовая лирика Мусоргского, М., 1933; М. П. Мусоргский и А. А. Голенищев-Кутузов, в сб.; Письма М. П. Мусоргского к А. А. Голенищеву-Кутузову, М., 1939; Музыкальная жизнь 60-х гг. 19 в. М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, в кн.: История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 2, М.-Л., 1940; Русская классическая музыка, вып. 2 (Русские классические композиторы 2-й пол. XIX века), М., 1945, доп. и перераб., 1960); История русской музыки, т. 1-3, М., 1947-54; Tchaikovsky the man and his outlook, в кн.: Russian symphony. Thoughts about Tchaikovsky, by Dmitri Shostakovitch and others, N. Y., 1947; Идейно-общественные предпосылки развития русской музыки в конце XVIII в. и начале XIX в., в кн.: Очерки по истории русской музыки 1790-1825, Л., 1956; La musique russe en XIX siиcle, "Cahiers d'histoire mondiale". Numйro spйcial. Contributions а l'histoire russe, Neuchвtel, 1958; Русская советская музыка, M., 1958 (РСФСР, вып. 3. Серия: Музыкальная культура советских республик); Симфоническое творчество А. К. Глазунова, в сб.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. I, Л., 1959; Некоторые вопросы истории советской музыки, в сб.: Вопросы музыкознания, т. III, M., 1960; Критика и журналистика. Избранные статьи. Сб. ст., М., 1963; "Воццек" и музыкальный экспрессионизм, "СМ", 1965, No 3; Об изучении древнерусского певческого искусства, в кн.: Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, М., 1971; Данте в русской музыке, в сб.: Данте и славяне, М., 1965; Русская музыка XVIII века, М., 1965, Возникновение и развитие русской оперы в XVIII в., в сб.: Musica Antiqua. Europae Orientalis. Acta scientifica. Congressus. I., Bydgoszcz., 1966, Warsz., 1966, M. В. Иванов-Борецкий, в сб.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966; 100 лет Московской консерватории, M., 1966; Неизвестная опера русского композитора (М. С. Березовского), "СМ", 1966, No 12; Советское музыкальное строительство в первые годы после Октября, в кн.: История музыки народов СССР, т. I, M., 1966; Пути развития советской музыкальной культуры в 20-х и начале 30-х гг., там же; На рубеже XX столетия (Доклад на симпозиуме музыковедов социалистических стран, посвященном методологии марксистской исторической науки), "СМ", 1967, No 2; Несколько соображений о Дилецком, "СМ", 1968, No 9; Русская музыка на рубеже двух столетий, в сб.: Русская художественная культура XIX начала XX веков (1895-1907), кн. I. Зрелищные искусства. Музыка, М., 1968; О исторических корнях канта, в сб.: Musica Antiqua. Acta scientifica... Congressus II. Bydogoszcz, 1969; Итоги развития советской музыки в 30-х гг., в кн.: История музыки народов СССР, т. II, М., 1970; Die Symphonie in Russland, в кн.: Die Welt der Symphonie, Hamb., 1972; Древнерусская музыкальная культура, в кн.: Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский A., История русской музыки, М., 1972; Опера, в кн.: История музыки народов СССР, т. IV, М., 1973; Проблема стилей в русской музыке XVII и XVIII веков, "СМ", 1973, No 3; К истории оперы "Ямщики на подставе", "СМ", 1973, No 10; Рахманинов и его время, М., 1973.

И. М. Ямпольский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины