Музыкальная энциклопедия - контрданс
Связанные словари
Контрданс
Самый распространённый вид К. франц. кадриль; участвуют четыре или восемь пар, образующих каре; состоит из пяти или шести фигур; перед каждой фигурой обязательна ритурнель в 8-16 тактов.
Мелодии К. часто использовались композиторами-вёрджиналистами как темы вариаций; в балетах как заключит. номер (опера-балет "Полимия" Рамо, его же балеты "Пигмалион", "Зефир" и др., "Творение Прометея" Бетховена; впоследствии Л. Бетховеном как тема вариаций ор. 35 и финала Героической симфонии). Муз. форма К. есть и у В. А. Моцарта ("Дон Жуан"), Бетховена (12 контрдансов для оркестра), П. И. Чайковского ("Евгений Онегин"). Мн. мелодии К. впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни (напр., "Зa ira" песня Великой франц. революции). Темы К. становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх.
К. утрачивает популярность к 1830, но сохраняется в нар. быту, особенно в Англия и Шотландии. В 20 в. благодаря усилиям Об-ва нар. танцев, созданного в Англии в 1911, К. возрождается; издано 100 танцев из "Английского танцевального учителя", получивших распространение в Шотландии, Германии, Сев. Америке.
Литература: Ивановский П. П., Бальный танец XVI-XIX вв., М., 1963; Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963.С. П. Панкратов.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |