Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - козловский о. а.

 

Козловский о. а.

козловский о. а. Осип (Иосиф, Юзеф) Антонович (1757, Варшава 27 II (11 III) 1831, Петербург) рус. композитор. Род. в польской дворянской семье. Образование получил в капелле варшавского кафедрального собора св. Яна, где состоял хористом и органистом. В 1773-86 учитель музыки в доме графов Огиньских (у К. занимался М. Огиньский). В 1786-96 офицер рус. армии (участвовал во взятии Очакова). Был зачислен в свиту кн. Г. А. Потёмкина, в 1791 переведён в Петербург. Известность как композитору принёс К. торжеств. полонез "Гром победы, раздавайся" (сл. Г. Р. Державина, 1791), написанный по случаю взятия Измаила. С 1799 К. служил в Дирекции имп. театров: был инспектором, с 1803 директором музыки. В его обязанности входило руководство оркестрами, организация придв. празднеств, наблюдение за подготовкой музыкантов в театр, уч-ще и др. В 1819 вследствие тяжёлой болезни (паралича) оставил службу и, по-видимому, прекратил творч. деятельность.

Один из создателей рус. романса, К. был также автором многочисл. полонезов, маршей и театр. музыки. Его героико-патриотич. полонезы для оркестра и хора (на тексты Державина и др. рус. поэтов) перекликаются с торжественным одическим стилем рус. поэзии. Камерные полонезы К. для фп. предвосхитили романтич. направление в рус. фп. музыке ("Полонез-пастораль"). Особое место в творчестве К. занимает вок. лирика (создал ок. 70 песен для голоса с фп. на рус. франц. и итал. тексты). Выделяются "Российские песни" (30 песен на тексты рус. поэтов), характеризующиеся жанровым разнообразием: песня в нар. духе ("Выду ль в тёмной я лесочек"), пастораль ("Милая вечор сидела"), патетич. монолог ("Прежестокая судьбина", "Где, где, ах, где укрыться") и др. Используя бытовые вок. жанры, К. значительно обогатил их. В его песнях впервые наметились художеств. принципы рус. романса, получившие развитие в 19 в., в эпоху М. И. Глинки. Наиболее полно драм. дарование К. раскрылось в театр. и хор. музыке. Он автор монумент. "Реквиема" (1798). Его музыка к трагедиям В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, П. А. Катенина и др. продолжила трагедийную тему в муз. т-ре, начатую мелодрамой "Орфей" Фомина. Углубив и расширив роль муз.-драм. действия, К. приблизил жанр "трагедии на музыке" к опере. Композитор активизировал роль хора в трагедии, повысил драматургич. функцию оркестра. Программные увертюры и антракты К. подготовили почву для рус. программного драм. симфонизма 19 в. К. связал образы и темы классицистской трагедии с традициями рус. сценич., хор. и камерной музыки кон. 18 в. В его величественных хорах прослеживаются традиции рус. хор. концертов a cappella Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского и их предшественников.

Сочинения: для орк. полонезы, в т. ч. Гром победы, раздавайся (сл. Г. Р. Державина, 1791) и Росскими летит странами на златых крылах молва (сл. Державина), марши, контрдансы и др.; для фп. полонезы (ок. 30); для хора и орк. Реквием памяти польского короля Станислава-Августа (1798, 2-я ред. Траурная месса, Messa Funеbre на погребение Александра I, 1826), Те Deum и др.; для голоса с фп. ок. 70 романсов, в т. ч. Российские песни (на сл. Г. Р. Державина, А. П. Сумарокова, Ю. А. Нелединского-Мелецкого и др. рус. поэтов); музыка к спектаклям драм. т-ра "Эдип в Афинах" Озерова (1804, Петербург), "Фингал" его же (1805, там же), "Владисан" Княжнина (1809, там же), "Дебора" Шаховского (1810, там же), "Эдип царь" Грузинцева (1811, там же), "Эсфирь" Катенина (1816, там же).

Литература: Асафьев Б. В., Памятка о Козловском, в сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927, с. 117-22; Прокофьев В. A., О. А. Козловский и его "Российские песни", там же, с 123-73; История русской музыки в нотных образцах, т. 2, Л.-М., 1949; Бэлза И. Ф., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954; Грачев П. В., О. А. Козловский, в кн.: Очерки по истории русской музыки 1790-1825, Л., 1956, с. 168-216; Левашева О. Е., Песни Козловского, в сб.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1963; Памятники русского музыкального искусства, вып. 1, М., 1972.

А. М. Галкина.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины