Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - кульминация

 

Кульминация

кульминация (от лат. culmen, родит. падеж culminis высшая точка, вершина; нем. Kulmination) момент наивысшего напряжения в муз. произведении или какой-либо относительно завершённой его части. К. образуются уже в мелодии, где составляют вершины мелодич. волн. Однако К. не всегда представляет наивысший звук мелодич. волны большое значение здесь имеют метро-ритмич. и ладово-гармонич. факторы. Как правило, кульминац. звук, помимо высоты, выделяется своей продолжительностью, метрич. акцентом (сильная доля). С ладовой стороны кульминац. звук является в большей или меньшей мере неустойчивым (VI, иногда III, VII и др. ступени). Если мелодия состоит из неск.

мелодич. волн, каждая может иметь свою "местную" К., одна из к-рых является и К. всей мелодии как волны более крупного плана. Такая К. чаще всего находится во 2-й половине мелодич. построения (напр., периода), вблизи т.н. точки "золотого сечения". Встречаются и случаи, когда К. располагается в начале мелодии (первый или второй её звук). К.

этого рода близка к т.н. "вершине-источнику" (термин Л. А. Мазеля), характерному для песенности слав. народов, в частности русской и украинской. В мелодиях с вершиной-источником К. в настоящем своём смысле, т.е. как момент наивысшего напряжения, достигнутого в процессе развития, отсутствует. Встречаются и мелодии с "рассредоточенной" К.

т.н. "вершиной-горизонтом" (термин Л. А. Мазеля). Порой К. составляет не один звук, но целый мелодич. оборот, а по отношению к очень протяжным, широко развитым мелодиям можно говорить и о целой кульминац. области, "зоне". К. в многогол. гомофонной музыке представляет собой углубление, усиление мелодич. К., в т.ч. с помощью гармонич., динамич. и тембровых средств. К. в крупной муз. форме отличается большей протяжённостью, нередко её образует кульминац. проведение одной из тем. Такая К. также обычно располагается вблизи точки золотого сечения целого. В сонатных allegro К. часто приходится на окончание разработки и начало репризы (1-я часть 9-й симфонии Бетховена). В муз.-сценич. произв. К. образуется в соответствии с общими законами драмы как одного из иск-в; концертные её проявления в разл. видах муз.-драм. сочинений (см. Драматургия музыкальная).

Литература: Мазель Л. A., О мелодии, М., 1952, с. 114-35; его же, Строение музыкальных произведений, М.

, I960, с. 58-64; Мазель Л. A., Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений, М., 1967, с. 79-94; Weinmann F., Zur Struktur der Melodie, "Zeitschrift fьr Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane", 1904, Bd 35; Tосh E., Melodielehre, В., (1923) (рус. пер. Учение о мелодии, М., 1928); Сhailley J., Essai sur les structures mйlodiques, "RM", 1959, v. 44; Hess W., Die Dynamik der musikalischen Formbildung, Bd 1-2, (W.), 1960-64. см. также лит. к статьям Мелодия и Форма музыкальная.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины