Музыкальная энциклопедия - куперен ф.
Связанные словари
Куперен ф.
Творчество К. вершина франц. муз. иск-ва периода классицизма. Опираясь на достижения предшественников (начиная от Ж. Б. Люлли, особенно клавесинистов Ж. Ш. Шамбоньера, Ж. А. дАнглебера), композитор преломил в своём творчестве влияние новоитал. инстр. школы, преим. А. Корелли. Наследие К. включает камерно-инстр., духовные, клавесинные произв. (сохранились также нек-рые светские вок. соч.). Наибольшую популярность приобрели клавесинные пьесы, получившие известность за пределами Франции ещё при жизни К.; их высоко ценили И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. Композитор глубоко познал выразит. возможность клавесина. Пьесы К. отличаются идеальным соотношением между замыслом и его звуковым воплощением.
К. опубликовал ок. 250 клавесинных пьес, в т.ч. 27 сюит, изданных в 4 сб-ках (1-й сб. сюиты No 1-5, 1713; 2-й No 6-12, 1722; 3-й No 13-19, 1722; 4-й No 20-27, 1730). Внутри сюиты пьесы расположены в определённом порядке (К. сам подчёркивает "Les Ordres", т.е. наборы, последовательности пьес). Первый сб. строится по схеме, установленной предшественниками К. (Шамбоньером, Л. Купереном и др.): вначале аллеманда, куранта (часто подряд 2 куранты), сарабанда, жига (к-рая нередко отсутствует), далее разл. танцы и нетанцевальные пьесы (иногда более 20). Со 2-го сб. К. отказывается от этой схемы, сохраняя тональную общность пьес (однако и она порой нарушается, напр. в сюите No 25). Преодолевая нормы старинной танц. сюиты, К. обратился к свободному циклу, строящемуся по признаку разнообразия, подобия и контраста миниатюр. В сюитах, используя приёмы театрализации, К. даёт замкнутые циклы. 5-частный цикл из сюиты No 11 "Карнавал великой и старинной скоморошины" ("Les Fastes de la grande et ancienne Mйnestrandise"), воспроизводящий маскарадное шествие представителей муз. цехов, имеет сатирич. подтекст и направлен против отживших цеховых форм гор. муз. быта. Цикл из сюиты No 13 "Французские безумства, или Маски домино" ("Les Folies franзoises, ou les Dominos") вариации на тему менуэта, каждая из к-рых изображает характер: "Девичество", "Стыдливость", "Желание", "Верность" и т.п.
Большинство пьес К. имеет программные подзаголовки. Здесь галерея портретов женщин "Грациозная", "Кокетливая", "Нежная", "Наивная", "Трудолюбивая", "Скорбная", "Страстная"; родных и друзей композитора; нац. типов "Флорентинка", "Испанка" и т.д. Широко представлены свойства человеческого характера (горячность, мрачность, преданность, непорочность), зарисовки сельского труда ("Вязальщицы", "Жницы", "Сборщицы винограда"), картины из жизни природы ("Тростники", "Бабочки", "Пчёлы"). Это не сюжетная программность, а образно-конкретизированные впечатления композитора от окружающей действительности. В предисловии к 1-му сб. он пишет: "Сочиняя пьесы, я всегда имел в виду определённый предмет различные обстоятельства мне его подсказывали. Поэтому названия соответствуют идеям, к-рые были у меня при сочинении". Нередко заглавие возникало в результате далёкой ассоциации (своего рода эпиграф к пьесе).
Для музыки К. характерно отвлечение от индивидуальных, случайных черт и, в соответствии с франц. классицизмом, передача общего, типичного. Но зарисовывая портрет или живописуя пейзаж, К. стремился проникнуть в душевный мир человека. Подобно своему современнику худ. А. Ватто, К. привнёс в клавесинный жанр психологич. реализм, наделив инстр. пьесы образной выразительностью, присущей вок. музыке с поэтич. текстом. К. обновил старофранц. инстр. стиль. Он сам отмечал, что "сумел вдохнуть жизнь в клавесин" и подчёркивал: "Я предпочитаю то, что меня трогает, тому, что поражает меня". В рамках миниатюры композитор добился совершенства в воплощении разнообразного содержания. К. мастер детализованного штриха, что достигается тонкой мотивной разработкой, прихотливостью ритмич. рисунка, богатым использованием муз. орнаментики (он различает 11 осн. видов мелизмов, но дифференцирует их 23 обозначениями; у Шамбоньера 9 таких обозначений, у Рамо 13). Главное в музыке К. неистощимая мелодич. изобретательность. Характерны контрасты внутри пьесы, отсюда частое применение формы рондо (более четверти его пьес написаны в этой форме). В др. произв. преобладает свободно варьируемая 2-частная форма.
Исполнит. принципы К. обосновал в трактате "Искусство игры на клавесине". Особое внимание он уделял приёмам воспроизведения, артикуляции мелодии, сравнивая их с приёмами ораторской декламации.
Сочинения: для клавесина 4 сб. пьес (Les livres de clavecin, 1713-30); камерно-инстр. музыка Объединенные вкусы: 4 Королевских концерта и 10 концертов (Les goыts rйunis, 1714-15), трио-сонаты Апофеоз Корелли, Апофеоз Люлли, Нации (1724-26) и др.; органные мессы (1690), мотеты; 3 предпасхальные обедни (Trois leзons de Tйnиbres, опубл. 1715); Полн. собр. соч., т. 1-12, Р., 1932-33.Литературные сочинения: L'art de toucher le clavecin, P., 1716, 1717; в рус. пер. Искусство игры на клавесине, М., 1973 (с прилож.: Mильштейн Я., Франсуа Куперен, его время, творчество, трактат "Искусство игры на клавесине").Литература: Кузнецов К. A., Музыкально-исторические портреты, M.-Л., 1937; Алексеев А. Д., Клавирное искусство, M.-Л., 1952; Друскин М., Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии, XVII-XVIII вв., Л., 1960, с. 156-69; Bouvet Ch., Les Couperin, P., 1919; Tessier A., Couperin, P., 1925; Tiersоt J., Les Couperins, P., 1926, 1933; Вrunold P., Franзois Couperin, Monaco, 1949; Citron P., Couperin, P., 1956; Hoffman Sh., L'oeuvre de clavecin de Franзois Couperin le Grand, P., 1961.M. С. Друскин.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |