Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - курмангазы сагырбаев

 

Курмангазы сагырбаев

курмангазы сагырбаев (1806 или 1818 (?), урочище Жиделы, Внутренняя (Букеевская) Орда, ныне Зап. Казахстан 1879 или 1889 (?), урочище Шайтанибатага, ныне Астраханская обл.) казах. нар. композитор, исполнитель на домбре. Прославился как автор инстр. пьес для домбры (кюи), отличающихся образной выразительностью, совершенством формы, в нек-рых из них проявляется влияние рус. мелоса. Кюи К. С. были программными, по замыслу отражали подлинную жизнь народа. Ему принадлежат кюи "Кишкентай" ("Малый") о подавлении антифеодального восстания И. Тайманова в 1836-37, в к-ром К. С. принимал участие, "Кобык шашкан" ("Бушующий вал")о нар. бедствии, вызванном наводнением Каспия, "Серпер" ("Порыв") о стремлении народа к свободе. Мн. его кюи автобиографичны: "Тюрмеден кашкан" ("Побег из тюрьмы"), "Кисен ашкан" ("Снятие кандалов"), "Кайран шешем" ("О, моя мать"). Они воспринимались как призыв к сопротивлению. За бунтарские действия К. часто подвергался преследованиям феодалов и царских властей. У К. С. имеются и жанровые картинки "Сары арка" ("Золотая степь"), "Ала-Тау", "Балбраун" ("Изящный"), "Булбул" ("Соловей"), "Айда, булбул Айжан-кыз" ("Смелее, соловушка Айжан") и др.

Творчество К. С. оказало огромное влияние на развитие нар. инстр. культуры Зап. Казахстана, а также др. жанров совр. казах. музыки. Его кюи, впервые записанные в сов. время (более 60), неотделимая часть казах. сов. музыки. Они исполняются на нар. инструментах, в перелож. для симф. и нар. оркестров, фп., скрипки, хора и др. Среди мн. учеников К. С. Д. Нурпеисова. Имя К. С. присвоено гос. оркестру нар. инструментов, Алма-Атинской консерватории, муз. школам, улицам, Гос. премии Казах. ССР.

Литература: Затаевич A., 500 казахских песен и кюйев, А.-А., 1931; Жубанов A., Курмангазы, в кн.: Струны столетий, А.-А., 1958; его же, Курмангазы, А.-А., 1960 (на казах. яз.); Аравии П. В., К вопросу о музыкальном стиле Курмангазы, в сб.: Музыкознание, вып. 5, А.-А., 1971; его же, Жанр "Коштасу" в творчестве Курмангазы, там же; Тифтикиди H. Ф., Некоторые вопросы записи метра и ритма в кюйях Курмангазы (из материалов исследования), в сб.: Искусство и иностранные языки, (вып. 1), А.-А., 1964.

Б. Г. Ерзакович.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины