Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - лекок а.

 

Лекок а.

лекок а. (Lecocq) Александр Шарль (3 VI 1832, Париж 24 X 1918, там же) франц. композитор. В 1849-54 учился в Парижской консерватории у Ф. Э. И. Вазена (гармония), Ф. Галеви (композиция), Ф. Бенуа (орган). Во 2-й пол. 50-х гг. преподавал игру на фп., выступал как органист. В 1857 дебютировал как композитор опереттой "Доктор Миракль" (разделил 1-ю пр. с Ж. Бизе на конкурсе, объявленном Ж. Оффенбахом). Однако долгое время произв. Л. не пользовались успехом. Известность принесла ему оперетта "Чайный цветок" ("Fleur de thй", 1868, т-р "Атенеум"). Наряду с Оффенбахом Л. крупнейший мастер франц. оперетты. Пародийно-сатирич. направленность, присущая произв. Оффенбаха, смягчена у Л. жанровыми элементами, лирикой. Среди его лучших соч. "Дочь мадам Анго" (1872), "Жирофле-Жирофля" (1874), "Али-Баба" (1887). Оперетты Л. своей лиричностью, юмором приближаются к бытовой комедии и развивают традиции франц. комич. оперы. Наряду с увлекательностью интриги, остротой комич. ситуаций, его произв. присущи цельность, ясность формы, тщательность в отделке деталей, яркая характеристичность действующих лиц, точное воссоздание колорита эпохи (часто использует историч. сюжеты). Музыка Л. отличается мелодич. богатством, лирич. проникновенностью, рельефностью танц. ритмов. Композитор проявляет тонкое знание вок. специфики. В поздних опереттах преобладают стандартные решения, черты ремесленничества, хотя и здесь встречаются талантливые страницы. Оперетты Л. пользовались популярностью в России. В 20-х гг. на сцене сов. т-ров с успехом были пост. "Дочь мадам Анго" (муз. рук. Вл. И. Немирович-Данченко, реж. В. В. Лужский, 1920, Муз. студия МХТ), "Жирофле-Жирофля" (пост. А. Я. Таирова, 1922, Камерный т-р, Москва) и др.

Сочинения: опера Плутон (1886, т-р "Опера комик", Париж); балеты Синяя Борода (Barbe bleu, 1898), Лебедь (Le cygne, 1899, т-р "Опера комик", Париж); оперетты (св. 50), в т. ч. При закрытых дверях (Huis clos, 1859), Поцелуй у двери (Le baiser а la porte, 1864), Лилиан и Валентин (1864), Кабачок Рампонно (Le cabaret de Ramponneau, 1867), Гандольфо (1869), Сто дев (Les cent vierges, 1872; шла также под назв. Зелёный остров), Дочь мадам Анго (La fille de madame Angot, 1872, Брюссель), Жирофле-Жирофля (1874, там же), Помпон (1875), Маленькая новобрачная (La petite Mariйe, 1875), Маленький герцог (Le petit duc, 1878), Камарго (1878), Большой Казимир (Le grand Casimir, 1879), Прекрасная персианка (La jolie persane, 1879), Маленькая барышня (La petite mademoiselle, 1879), День и ночь (Le jour et la nuit, 1881), Сердце и рука (Le coeur et la main, 1882), Принцесса Канарских островов (La princesse des Canaries, 1883), Синяя птица (Loiseau bleu, 1884), Светская жизнь (La vie mondaine, 1885), Али-Баба (1887, Брюссель), Голубятня (La voliиre, 1888, Париж), Нинетта (1896), Коварная любовь (Ruse damour, 1898), Спящая красавица (La belle au bois dormant, 1900); хоры, фп. пьесы и романсы.

Литературные сочинения: Lettres inйdites de Lecocq а Saint-Saлns, "RM", 1924, fйvrier-aoыt, 1925, juin-aoыt.

Литература: Янковский M., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937; Schneider L., Les maitres de lopйrette franзaise: Hervй, Charles Lecocq, P., 1924; Оster L., Les opйrettes du rйpertoire courant..., P., 1953.

M. M. Яковлев.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины