Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - лондон

 

Лондон

лондон (London) столица Великобритании. Ок. 7,2 млн. жит. (1974). Один из старейших муз. центров Европы. Зарождение муз. жизни в Л. относится к кон. 11 нач. 12 вв. В 11-14 вв. муз. жизнь сосредоточивалась в основном в Вестминстере, где находилась корол. резиденция. При дворе существовали постоянная Корол. капелла (впервые упоминается в 1135), к-рая выступала в соборе св. Стефана, Сент-Джеймсском дворце и соборе св. Павла в дни придв. и религ. торжеств, а также Корол. домашняя капелла, сопровождавшая короля в его путешествиях. Придв. вахтенный трубач подавал сигналы времени; трубачи-фанфаристы обслуживали официальные церемонии. Музыканты служили также в гор. охране, в 13 в. из них были созданы воен. оркестры; в 15-16 вв. сформировались оркестры платных музыкантов, в сопровождении к-рых проходили гор. празднества (до 18 в.). В 15-19 вв. существовал Корол. оркестр (позднее наз. "Королевская музыка"). В быту была распространена игра на нар. муз. инструментах свирелях и барабанах. С 14 в. установилась традиция торжеств. церемоний с музыкой, а также шумных уличных шествий с пением (т. н. "крики Лондона"). С 1350 музыканты Л. объединились в проф. ассоциации гильдии менестрелей, к-рые в 1469 получили корол. монополию и с 1500 организовались в цех музыкантов. В 1604-69 муз. жизнью Л. руководила корпорация "Королевские музыканты". Параллельно с развитием светской музыкальной жизни шёл процесс формирования церк. музыки. Хоры имелись в Корол. колледже при капелле св. Стефана (первый регент хора мальчиков Дж. Пламмер) и Бенедиктинском монастыре (позднее Вестминстерское аббатство) и др. С церк. капеллами и хорами были связаны первые крупные англ. музыканты Йоханнес, прозванный Filius Dei (Сын божий), Мейкблайт Уинчесторский, Блэксмит (13 в.). Лучший хор в соборе св. Павла (Сити; в сер. 15 в. им руководили комп. Д. Редфорд и органист Ф. Рис). Музыку для этого хора писали мн. крупные композиторы, в т. ч. Т. Таллис, Р. Уинслейт и др. В 14 в. в церк. обиходе утвердились многогол. пение (см. Английская музыка) и игра на органе (один из первых известных строителей органов Дж. Хау). К 15 в. церк. музыканты объединились в Братство св. Николая, которое участвовало в мираклях и мистериях, торжественных шествиях с музыкой. В 16 в. в Корол. капелле и в крупнейших соборах капельмейстерами и органистами служили видные музыканты (У. Бёрд, Т. Морли, Дж. Булл). Муз. образование получали в закрытых церк. уч. заведениях, разл. колледжах, хор. школах при крупных соборах и Корол. капелле, с 1596 в ун-те. В эпоху Реформации всё большее распространение получает светское музицирование, особенно в аристократич. кругах; возникают небольшие инстр. ансамбли (т. н. консорты), состоявшие из исполнителей на виолах и деревянных духовых инструментах, вок.-инстр. группы, участники к-рых собирались в аристократич. домах для пения мадригалов.

Развитие муз. иск-ва привело к зарождению в 16 в. нотоиздат. дела. Одну из первых фирм создали Т. Таллис и Бёрд, получившие в 1575 патент на печатание муз. произв. (передан в 1598 Морли). В 1-й трети 17 в. появились проф. инстр. мастера, изготовлявшие клавесины, спинеты (Д. Хичкок и Ч. Хоуард), виолы (Д. Росс и Дж. Джей), а также органы (Р. Дэллем) и др.

К нач. 17 в. входит в моду сольное инстр. музицирование. Одноврем. зарождается нац. муз. театр первоначально в форме увеселительных придв. представлений с музыкой (т. н. маски).

В период бурж. революции (1640-60) снизилась интенсивность муз. жизни. Мн. музыканты покинули Л. вместе с корол. двором; капеллы и церк. хоры были распущены. Зародились новые, более демократич. формы светского музицирования музыка звучала в тавернах (прообраз будущих открытых концертов); в т-рах "Лестер-филдс", "Хеймаркет" и "Друри-Лейн" продолжали ставиться маски ("Купидон и смерть" Шёрли с музыкой Лока и Гиббонса, 1653). В 1656 драматург У. Давенант основал регулярные театр.-муз. представления в "Ратленд-хаусе", где были пост. первая английская опера "Осада Родоса" (либр. У. Давенанта, музыка Г. Лоуса, Г. Кука, Дж. Хадсона и Ч. Колмена, 1656) и др.; с 1657 спектакли стали общедоступными.

Разл. объединения музыкантов, существовавшие с 15 в., слились в "Достопочтенное сообщество музыкантов", в к-рое в кон. 17 и 18 вв. входили комп. Т. Арн, С. Арнолд, У. Бойс, С. Стораче, Ч. Бёрни, Ч. Дибдин, скрипачи М. Дюбур, М. Фестинг, чембалисты и органисты Д. и Р. Розенгрейв, У. Бейбелл, Ч. Стэнли, Ч. и С. Уэсли и др., певцы Р. Леверидж, Д. Бёрд, певицы Э. Биллингтон, А. Робинсон, сестры Э. и М. Линли.

Расцвет муз. жизни после Реставрации Стюартов (1660) определялся растущим интересом к муз. иск-ву бурж. кругов. В Л. впервые в Европе стали проводиться публич. концерты; в 1672 придв. скрипач Дж. Банистер организовал в своём доме серию открытых "Послеполуденных концертов" вок. и инстр. музыки (продолжались до 1678); в 1678-1714 ежегодные циклы абонементных концертов с участием видных музыкантов проводил Т. Бриттон, позднее бельгиец Дж. Луайе; в 1699 концерты устраивались также изд-вом "Плей-форд"; с 1683 в залах "Йорк-билдингс", "Фрименс-ярд", "Ковент-Гарден" и др. выступали итал. певцы; в 1714-1779 в помещении для публич. концертов "Хикфордсрум" гастролировали Ф. Джеминиани, В. А. Моцарт, играли и англ. музыканты. Возникли новые конц. организации и об-ва Концерты в таверне "Касл" ("Castle-concerts", с 1724; рук. Т. Янг и М. Грин), Академия вок. музыки (1726), Филармоническое (1728, рук. Грин), Мадригальное (для любителей, собиравшихся в тавернах, 1741-1919) об-ва, "Новые концерты" (1749) с участием Ч. Бёрни, Академия старинной музыки (1710-92) и др. Специфич. нац. жанры вок. полифонии "кэтч" и "гли" культивировали об-ва любителей "Кэтч-клуб" (1716), Анакреонтическое (1766-94), "Гли-клуб" (1787-1857) и др. Мн. из этих об-в существовали до сер. 20 в.

Во 2-й пол. 18 в. открылись конц. помещения "Карлайл-хаус" (1765), "Пантеон" (1772), "Тотнем стрит румс" (1772), "Хановер скуэр румс" (1775; наиболее популярно). Известностью пользовались конц. об-во, осн. И. К. Бахом и К. Ф. Абелем ("Bach Abel concerts", 1765-82), об-ва "Профессиональные концерты" (рук. М. Клементи, 1783-93), "Заломон-концерты" (1786, осн. скрипачом И. П. Заломоном; Й. Гайдн исполнил в них свои "Лондонские симфонии" в сезоны 1791-92 и 1794-95) и Концерты старинной музыки (с 1776; с 1785 Корол. концерты). Муз. вечера устраивались также частными лицами, в т. ч. гастролёрами из др. стран.

В сер. 18 в. стали популярны концерты на открытом воздухе (со 2-й пол. 18 в. это были концерты только лёгкой музыки) в парках и т. н. садах развлечений "Воксхолл-гарденс", "Мэрилебон-гарденс" и др., для которых писали музыку Г. Ф. Гендель, И. К. Бах и др. Здесь играли специально собранные орк. коллективы и большие военные дух. оркестры (в т. ч. Корол. артиллерийский, с 1762), концертировали известные солисты. После Реставрации возобновил свою деятельность корол. оркестр, реорганизованный по франц. образцу ("24 скрипки короля", руководитель "Мастер королевской музыки", сочинявший музыку к придв. торжествам). Свой собств. оркестр содержала также королева. В придв. оркестрах работали в качестве руководителей и педагогов Г. Пёрселл (с 1677 руководил оркестром скрипачей, с 1682 корол. капеллой), Гендель, И. К. Бах, Й. С. Фишер, Абель, Й. Гайдн и др. крупные музыканты. Высоким оставался уровень ведущих церк. хоров, хотя удельный вес духовной музыки в муз. жизни Л. заметно снизился. В крупнейших соборах работали органисты Дж. Кларк, Д. Треверс, Бойс, Арнолд, Дж. Джонс, Дж. Блоу, Б. Кук и др.

Со 2-й пол. 17 в. регулярно гастролировали иностр. оперные труппы итальянца Джентилески (с 1660), французская под рук. Р. Камбера (с 1673, ежегодно до кон. 17 в.) и др. С 1705 начался длит. период господства итал. оперы. Спектакли итал. трупп сначала шли в новом "Куинс-тиэтре" (осн. в 1705), с 1706 в т-ре "Друри-Лейн", с 1720 в "Кингс-тиэтре" на Хеймаркете (осн. оперной труппой Корол. академии музыки). Ставились итал. оперы, в т. ч. Дж. Б. Бонончини, О. Арности, а также Генделя (с 1728 рук. труппы), к-рый дирижировал гл. обр. своими операми-сериа и ораториями в "Ковент-Гардене" (с 1734), оперы Б. Галуппи, К. В. Глюка, И. К. Баха (под их руководством). В 1733 итал. комп. Н. Порпора написал "Оперу знати", пост. в т-ре "Линкольнс Ин Филдс" (с 1734 шла в "Кингс-тиэтре").

Попытки утвердить на сцене англ. нац. оперу не имели успеха и были единичными (первая англ. опера "Дидона и Эней" Пёрселла впервые была пост. любителями в Высшей женской школе в Челси в 1688). Англ. композиторы были лишь авторами театр. музыки, к-рая с кон. 17 в. стала занимать всё более важное место в спектаклях драм. т-ров "Дорсет-Гарден", "Ройял", Т-ре герцога Йоркского. Продолжали ставиться маски с музыкой Лока, Драги, Давенанта, Т. и М. Арнов, Дибдина, Линли, Стораче и др. Важным событием была пост. сатирич. "Оперы нищих" ("The beggar's opera") Дж. Гея и Дж. Пепуша в т-ре "Линкольне Ин Филдс" (1728), явившаяся проявлением борьбы с засильем итал. оперы и положившая начало новому жанру т. н. балладной опере. Балладные оперы ставились в т-ре "Сэдлерс-Уэллс" (осн. 1683). Однако итал. оперы-сериа и оперы-буффа продолжали с успехом идти в т-рах Л.: гастролировала итал. труппа (с 1748), ставились итал. оперы К. В. Глюка, Б. Галуппи (в т-ре "Хеймаркет" в 1760-е гг.).

На рубеже 18-19 вв. развитие муз.-театр. жизни приостановилось, т. к. мн. театры пострадали от пожаров сгорели здания "Кингс-тиэтра" (1789), "Пантеона" (1792; осн. в 1771; преобразован в оперный т-р в 1791), "Ковент-Гардена" (1808), "Друри-Лейна" (1809).

Во 2-й пол. 17 в. Л. стал одним из крупнейших центров европ. нотопечатания и производства клавишных инструментов. Нек-рые фирмы совмещали издат. дело с изготовлением муз. инструментов, в т. ч. фирма Дж. Плейфорда (1650); издат. дело продолжил и развил его сын Г. Плейфорд. В 18 в. ведущим стало предприятие Дж. Уолша (осн. 1693, позднее наз. "Уолш, Хейр энд Рэнделл", с 1783 "Райт энд КВ°"), издававшее б. ч. произв. Генделя и др. крупнейших композиторов. Среди издателей 18 в. фирмы Мирс, Кук, Джонсон, Томпсон, "Лонгмен энд Бродерип", Престон, Форстер, "Стрейт энд Скиллерн", Р. Бремнер, П. Велькер, Дж. Блэнд, М. Клементи. Среди крупнейших фирм муз. инструментов сер. 18 в. "Б. Смит энд Снецлер", Джордан, Байфилд, Харрис (органы), Хичкок, Кин и Махун, Дж. Кёркмен (клавесины); известные инстр. мастера И. Б. Нордман и Б. Чуди (клавесины), У. Булл (дух. инструменты). В 1773 фирма "Бродвуд" начинает производить фп. новой модели, в 1788 рояли.

Медленнее развивалось в Л. муз. образование, находившееся с 1700 в ведении Городского об-ва, с 1738 Королевского об-ва музыкантов (существует и в совр. Л.). На протяжении 18 в. музыке учились гл. обр. у частных педагогов, а также в детских хорах при капеллах.

В 19 нач. 20 вв. муз. жизнь Л. значительно демократизировалась. В нач. 19 в. господствовали концерты смешанного типа "общественные", "подписные", "вокальные" и др. Крупнейшее конц. об-во Филармоническое (осн. в 1813, позже Корол. филармоническое) с 1851 пропагандировало в симф. концертах новую музыку, в т. ч. Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Дворжака и др.; дирижёрами Филармонич. оркестра были С. Беннетт, А. Салливен, Ф. Коуэн, А. Макензи и др. Среди др. об-в Концерты старинной музыки (до 1848, также с проф. оркестром), Новое филармоническое (1852-79), Корол. музыкальное (1775-1848), разл. ораториальные, в т. ч. "Ораториос" (1795-1805; в репертуаре преим. соч. Генделя) и "Священная гармония" (1833-82; возродило забытые оратории, а также исполняло оратории Ф. Мендельсона, Л. Шпора и др.). Деятельность нек-рых об-в была связана с творчеством только одного композитора, по имени которого они назывались, "Пёрселл-клуб" (1835-63), Баховское об-во (1849-70), позднее Баховский хор (1876). В числе хор. об-в Хор. гармонич. об-во (1843-1911), Хор. об-во Генри Лесли (1855-87), Корол. хор. об-во (с 1871). В сер. 19 в. получили распространение сольные концерты инструменталистов, вечера камерной и вок. музыки: циклы Камерные концерты (с 1835), Концерты классич. инстр. музыки (с 1836) и др., позднее регулярные просветительские общедоступные концерты в Хрустальном дворце (рук. А. Манс, 1856-1901), "Популярные концерты" (осн. Т. П. Чеппеллом; в них принимали участие знаменитые инструменталисты, 1859-98), Воскресные камерные концерты Нар. конц. об-ва (осн. в 1878); просветительное значение имели камерные концерты Муз. союза (1845-80), для к-рых впервые в Л. выпускались печатные программы с аннотациями. С 1838 существовали "Променад-концерты" (осн. франц. скрипачом Ф. Мюзаром), программы к-рых составляла гл. обр. лёгкая орк. музыка. В 1895 дир. Г. Вуд основал летние общедоступные "Променад-концерты", ставшие популярными благодаря их демократич. характеру, выступлениям лучших солистов, а также высокому качеству нового оркестра "Куинс-холл" (эти концерты посещал В. И. Ленин). В середине и кон. 19 в. продолжалась деятельность муз. клубов Клуба мелодистов (1825-56), популяризировавшего баллады, "Раунд энд Кэтч", в концертах к-рого также исполнялись совр. соч. В конц. жизни Л. важную роль играли муз. фестивали; крупнейшие из них Генделевский в Хрустальном дворце (с 1857 каждые 2-3 года) и ежегодный Лондонский (с 1899). На протяжении 19 и нач. 20 вв. в Л. выступали ведущие иностр. солисты (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.) и оркестры. Однако до нач. 20 в. в Л. редко исполнялись произв. англ. композиторов. Лишь с утверждением новой композиторской школы, связанной с движением "английского музыкального возрождения", стали исполняться соч. Э. Элгара, Ф. Дилиуса, Р. Воан-Уильямса, Г. Холста, а также произв. Пёрселла (2-я пол. 17 в.).

Активизация конц. жизни вызвала строительство спец. помещений. С 1830-х гг. открываются "Эксетер-холл" для исп. ораторий и крупных орк. произв. (1831), "Уорнумс-холл" (1837), "Кросби-холл" (1842), "Сент-Джеймс-холл" (с 1858), использовавшийся гл. обр. для камерных и общедоступных концертов ("Попс", 1865-1876). В 1871 открылся "Альберт-холл". Гл. центр конц. жизни Л. "Куинс-холл" (с 1898; большой и малый залы). В муз. т-рах Л., гл. обр. "Кингс-тиэтре" (позже наз. "Хэр маджести тиэтр"), почти до кон. 19 в. продолжали идти оперы Дж. Россини, В. Беллини и Г. Доницетти, а также итал. оперы В. А. Моцарта (в 1887 т-р восстановлен после пожара 1867, действовал до 1891, после чего был снесён). Англ. оперные труппы т-ров "Ковент-Гарден" и "Друри-Лейн" ставили оперы итал. и франц. композиторов на англ. яз. Лишь после окончания монополии на пост. итал. опер т-ра "Хэр маджести тиэтр" (1843) выдвигается "Ковент-Гарден". Англ. оперы и мелодрамы ставились труппами "Инглиш опера хаус" (рук. С. Арнолд, 1809-41), Корол. англ. оперы (на сцене т-ра "Лицеум", 1856-64; рук. Л. Пайн и У. Харисон), "Карл Роза опера компани" (осн. в 1869) и труппой т-ра "Олд Вик" (классич. оперы на англ. яз. на сцене т-ра "Принсесс"), балеты в т-рах "Эмпайр" и "Альгамбра". Во 2-й пол. 19 в. растёт популярность муз. комедий. В т-рах "Альгамбра" (с 1854), "Ройялти" (с 1875), "Савой" шли оперетты Д. Гилберта и А. Салливена. В 1889 К. д'Ойли Карт основал Компанию комич. оперы (преобразована в 1891 в Корол. англ. оперный т-р, к-рый вскоре возобновил пост. оперетт на сцене т-ра "Пэлис"). В кон. 19 нач. 20 вв. муз. комедии ставились гл. обр. в т-ре "Гейети".

В 19 в. усиленно развивалось муз. образование. В 1822 открылась Корол. академия музыки (первое в Великобритании гос. муз. учебное заведение); в кон. 19 в. она была преобразована в высшее уч. заведение, по образцу к-рого созданы Нац. уч. колледж музыки (1880; с 1883 Корол. муз. колледж), муз. школа "Гилд-холл" (е 1880), Колледж органистов (1864, с 1893 Королевский), а также "Тринити-колледж" (1872). Среди средних муз. школ Лондонская академия музыки (с 1861), "Тоника-соль-фа колледж" (осн. Дж. Кёрвеном для подготовки учителей пения, 1863), Лондонская муз. школа (с 1865), Форестгейтский муз. колледж (с 1885), "Метрополитен-колледж" (с 1889).

С нач. 19 в. расширилась деятельность издат. фирм "Клементи и компания" (1802, с 1832 Коллард и Коллард), "Чэппелл" (1812), "Бузи" (1816), "Кокс" (1823, с 1898 "Аугенер"), "Крамер" (1824), "Уэссел" (1825, с 1860 "Эшдаун"), "Кёрвен" (1863) и особенно "Новелло" (осн. 1811; выпускала дешёвые массовые издания).

В сер. 19 в. начался регулярный выпуск муз. журналов; наиболее распространённый журнал "Musical Times" (с 1844). В крупных газетах открылись муз. отделы, где сотрудничали музыковеды, в т. ч. Д. Б. Шоу, Э. Ньюмен, У. Айртон, Э. Хоумс и др.

В 20 в. в Л. продолжали возникать новые типы и формы конц. деятельности, новые муз. организации и коллективы; среди них муз. клуб "Кинг кол" (1900-1925), Лондонское хор. об-во (с 1903), оперные компании, в т. ч. Т. Бичема (с 1909; им организованы гастроли в Л. труппы С. П. Дягилева; см. "Русские сезоны"), Британская нац. компания (с 1922), хор "Морли-колледжа" (с 1907, осн. Г. Холстом), Филармонич. хор (с 1919), Об-во классич. концертов (1908-22) и крупнейшие оркестры Лондонский симфонический (с 1904), Лондонский филармонический оркестр (1932), к-рые прославились под рук. дирижёров Т. Бичема, Г. Вуда, А. Боулта, А. Коутса, М. Сарджента; они пропагандировали произв. Р. Воан-Уильямса, А. Блисса, Холста, А. Буша и др. При муз. отделе Брит. радиовещат. корпорации (Би-Би-Си, осн. в 1922) существовали хор (с 1928) и симф. оркестр (с 1930), устраивавшие регулярные публич. концерты.

Растущий интерес к старинной музыке определил создание хора и оркестра Б. Нила (1933; с 1955 ансамбль "Филомузыка Лондона", в 1970-е гг. рук. Д. Литтаур), ансамбля "Исполнители на струнных" (1938, рук. Жак) и др., а также активизацию об-в мадригалистов вок. коллективов "Английские певцы" (с 1920), "Певцы a cappella" (с 1922), "Певцы эпохи Тюдоров" (с 1923), Лондонская мадригальная группа (1930) и др. Особое значение для демократизации муз. культуры Л. имело объединение прогрессивных музыкантов в Рабочую муз. ассоциацию (с 1936). На протяжении неск. десятилетий продолжались попытки создания нац. оперного театра, в противовес "Ковент-Гардену" с его классич. иностр. репертуаром. Муз. спектакли ставились в т-рах "Шефтсбери", "Олдуич", "Лицеум", "Хэр маджести тиэтр" (с 1911), "Сэдлерс-Уэллс" (с 1931).

В годы 2-й мировой войны 1939-45 симф. музыка исполнялась гл. обр. в "Променад-концертах" и в дневных концертах, организованных пианисткой М. Хесс (проходили в Нац. галерее в 1939-46). В небольших залах выступали новые камерные ансамбли Лондонский ансамбль духовых (1942), квартет Зориана (1942), ансамбли "Барокко", "Певцы Возрождения" (1944) и др. Лучший конц. зал Л. "Куинс-холл" был разрушен бомбой в 1941.

После 1945 муз. жизнь Л. стала быстро восстанавливаться. В 1946 возобновились спектакли в "Ковент-Гардене" (на его сцене регулярно выступает труппа Корол. балета). В 1947 создана камерная Англ. оперная труппа, к-рая ставит только англ. оперы. Т-р "Сэдлерс-Уэллс" получил в 1954 постоянное помещение, с 1969 регулярно даёт спектакли также в здании "Колизеума" (открыто в 1902 для варьете). Работает гастрольная оперная труппа д'Ойли Карта. В 1951 построен новый совр. конц. зал "Ройял фестивал-холл", в 1960-х гг. усовершенствованный и дополненный Камерным залом им. Пёрселла.

Конц. жизнь Л. в сер. 20 в. отличается исключит. насыщенностью. В симф. и камерных концертах постоянно выступают оркестры: Би-Би-Си симфонический (рук. К. Дейвис) и концертный (рук. Э. Лоренс), Лондонский филармонический (рук. Б. Хайтинк), Лондонский симфонический (рук. А. Превин), Корол. филармонический (с 1945; рук. Р. Кемпе), Новый филармонический (с 1968), а также Нац. молодёжный Великобритании (с 1947), Лондонский репертуарный, "Лондонсимфониетта" (рук. Д. Этертон), Англ. камерный (с 1961; рук. Р. Леппард), Лондонский оркестр и хор им. Баха (с 1952, при Баховском об-ве; рук. Д. Уилкокс), Ансамбль им. Моцарта (при Об-ве Гайдна Моцарта, с 1949; рук. Г. Блех), камерный оркестр "Карриоль" (с 1946; рук. Р. Бадден), квартет "Амадеус" (с 1947) и мн. любительские коллективы.

Среди муз. об-в, популяризирующих совр. музыку, Об-во по пропаганде совр. музыки (с 1943), об-во "Музыка сегодня", Координационный центр совр. концертов. С кон. 1950-х гг. пользуются популярностью выступления в крупнейших залах Л. исполнителей т. н. поп-музыки.

Кроме крупных конц. помещений, для выступлений используются также камерные залы "Куин Элизабет-холл", "Вигмор-холл", "Камерсмит Таун-холл", "Музей Виктории и Альберта", "Таун-холл" в Фулеме, открытые площадки парков, старинные соборы и дворцы. Концерты организуются импресарио и спец. конц. бюро, а также мн. муз. об-вами.

В Л. и его окрестностях ежегодно (с 1899, с перерывами в 1906-11, 1914-18, 1935-45) проводятся муз. фестивали Лондонский, Баховский, Глайндборнский (с 1934), Виндзорский и др. Ежегодно (с 1945) устраивается Междунар. конкурс скрипачей им. К. Флеша.

Литература: Jackson W., Observations on the present state of the music in London, L., 1791; Hogarth G., The Philharmonic society of London, L., 1862; Klein H., 30 years of music life in London. 1870-1900, L., 1903; Foster M. В., History of the Philharmonic society of London. 1813-1912, L.-N. Y., 1912; Elkin R., Queens's Hall. 1893-1941, L.-N. Y., (1944); его же, Royal Philharmonic, L. (a.o.), (1946); его же, The old concert rooms of London, L., (1955); Dent E. J., A theatre for everybody, L., 1945; Stapleton M., Sedler's Wells opera, L., (1954); Scott W. S., Green retreats. The story of Vauxhall gardens. 1661-1859, L., 1955; Baillie H. C., London Churches, their music and musicians, Camb., 1957-58 (diss.); Rosenthal H., Two centuries of oper at Covent garden, L., 1958; Howard D., London theatres and music halls. 1850-1950, (L.), 1970; Gо1ding R., The founding of the RAM, "Musical Times", 1972, July, No. 1553, p. 655-658.

M. M. Яковлев.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины