Музыкальная энциклопедия - мадрид
Связанные словари
Мадрид
Полифонич. культовая музыка в 16-17 вв. получила высокое развитие в творчестве композиторов и органистов Т. де Виктории, X. Элиаса, X. Морено-и-Поло, М. X. де Веаны, М. Руиса, А. Солера и др. видных музыкантов, живших в мадридских монастырях. Культовые произв. комп. К. де Моралеса, Ф. Герреро и Ф. де лас Инфантас, работавших в М., были известны и за пределами Испании.
В кон. 16 в. стали популярны представления с музыкой (на светские сюжеты), к-рые давались сначала под открытым небом, затем в т-рах "Де ла Крус" и "Дель Принсипе", в нач. 17 в. в них шли комедии Тирсо де Молины, Руиса де Аларкона-и-Мендосы, А. Морето-и-Каваньи с муз. интермедиями. В 1629 при дворе была пост. первая испан. опера неизвестного автора "Лес без любви" ("La selva sin amor"), в сер. 17 в. первая сарсуэла"Сад Фалерины" ("El jardin de Falerina") в корол. резиденции Сарсуэла (близ М.), давшей назв. этому жанру. На открытом воздухе устраивались религ. представления (autos sacramentales) с муз. сопровождением. Наряду с вокальной музыкой, звучавшей гл. обр. в аристократич. салонах, получили распространение и инстр. произв., преим. для виуэлы и гитары; выделялись гитаристы Л. Руис де Рибайяс и Ф. Герау (18 в.), известный педагог С. де Мурсиль, Ф. Моретти, М. П. В. Гарсиа (кон. 18 нач. 19 вв.) и др.
В 1708 в М. впервые гастролировала итал. оперная труппа, для к-рой был построен спец. оперный т-р "Каньос дель Пераль". В 18 в. спектакли итал. оперы с музыкой приглашавшихся в М. итал. комп. Дж. Факко, Ф. Корселли, Ф. Коррадини, Н. Конфорто и др. регулярно ставились в т-ре "Каньос дель Пераль" и в придворном т-ре во дворце "Буэн Ретиро", к-рымв17371759 руководил певец-кастрат Фаринелли. Наряду с итал. операми продолжали ставиться сарсуэлы, мелодрамы и комедии с музыкой, во 2-й пол. 18 в. тонадильи Л. Мисона, А. Герреро, П. Аранаса, П. Эстеве, Б. де Ласерны, А. Росалеса и др.
В сер. 18 в. развиваются камерно-инстр. жанры; высокие образцы музыки для чембало, виолончели, скрипки создали Д. Скарлатти, Л. Боккерини, Г. Брунетти, работавшие при дворе, где также выступали скрипачи X. Эррандо, Ф. Манальт, гобоисты Пла (3 брата). В 1830 осн. Корол. консерватория музыки и декламации имени королевы Христины; сначала в ней преподавали гл. обр. итальянцы. Несмотря на высокий уровень развития муз. жизнь М. носила замкнутый характер. С сер. 19 в. в М. стали гастролировать мн. иностр. музыканты (выступали на сцене т-ра "Лисео"). В 1863 было создано Квартетное об-во под рук. скрипача и дирижёра X. Монастерио, пропагандировавшее камерную музыку испан. композиторов, в 1866 Конц. об-во с собств. оркестром. К кон. 19 в. всё большую роль стали играть представители нац. направления испан. муз. Возрождения (Ренасимьенто), к-рые в своей педагогич., композиторской и обществ. деятельности стремились к утверждению нац. испан. стиля. Среди них Ф. Барбьери, основавший в М. об-во "Музыкальная Испания" (способствовало организации испан. оперного т-ра) и своими сарсуэлами помогавший преодолению влияния итал. оперного стиля; Т. Бретон, организовавший оркестр Художественного объединения музыкантов, П. X. Э. Арриета-и-Корера, Р. Чапи, X. Монастерио и особенно Ф. Педрель, ведущий деятель Ренасимьенто, основоположник новой испан. композиторской и музыковедч. школ.
С сер. 19 в. начался расцвет муз. т-ра; были построены спец. оперные т-ры "Паласио реаль" (1849) для придв. оперы и "Реаль" (1850), в к-рых до 1870-х гг. ставились итал. и франц. оперы, а в кон. 19 в., с усилением движения Ренасимьенто, шли нац. оперы Т. М. Эславы, Э. Серрано, Р. Чапи, Бретона. С возрождением сарсуэлы в сер. 19 в. возникли т-ры "Сарсуэла" (1856), "Театро лирико" (1902). Муз. спектакли давались также в т-рах "Сирко" (1834-56), "Институто" (1839), "Мусео" (1847-49), "Варьедадес" (1842-88) и др.
Симф. и театр. оркестрами дирижировали Барбьери, Бретон, Чапи, Монастерио, X. Гастамбиде-и-Гарбайо, X. Хименес-и-Беллидо. В нач. 20 в. созданы симф. и филармонич. оркестры под рук. Ф. Арбоса и П. Касальса. В т-ре "Реаль" шли оперы М. де Фалья, X. Турины, К. дель Кампо, М. Торробы, И. Альбениса и др. В кон. 1920-х гг. уровень развития муз. жизни М. значительно снизился. В 1925 закрылся т-р "Реаль" (его реставрация продолжается ок. 50 лет). В годы гражд. войны 1936-39 распались мн. муз. об-ва, видные музыканты эмигрировали из страны (М. де Фалья, П. Касальс, Э. К. Чапи, К. Паласио). Нек-рое оживление в конц. жизнь М. внёс в 1940-е гг. дир. А. Архента, создавший Нац. оркестр и Объединение камерной музыки, к-рые и в сер. 1970-х гг. являются ведущими проф. коллективами города. В совр. М. работают Симф. оркестр Испан. радио и телевидения (рук. И. Маркевич) и оркестр Мадридской филармонии (рук. О. Алонсо), оперные спектакли ставятся в т-ре "Сарсуэла", "Театро лирико", а также даются испан. труппой Ассоциации друзей оперы и др.; оперетты ставятся в небольших драм. т-рах. Концерты из-за отсутствия спец. помещений проводятся в крупнейших кинотеатрах города. Среди муз. организаций совр. М. Нац. ассоциация музыки, Ассоциация муз. культуры, конц. бюро "Даниель де Кесада" и "Витериа"; имеются муз. б-ки и муз. отделы в Национальных и Муниципальных б-ках. В М. проводятся музыкальные фестивали, выходит журн. "Informazion musical".
Литература: Carmena y Millбn L., Crуnica de la уpera italiana en Madrid, Madrid, 1878; Muсoz M., Historia del Teatro Real, Madrid, 1946; Martнnez Olmedilla A., Los teatros de Madrid, Madrid, 1947; Anglйs H., La mъsica en la corte de los reyes catуlicos, v. 1-3, Barselona, 1947-60; Subirб J., El Teatro del Real Palacio, Madrid, 1950; Soria Marco В., Madrid antiguo y moderno, Madrid, 1959; Сure1 R., Madrid, (Lausanne), 1964.M. M. Яковлев.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |