Музыкальная энциклопедия - мадригал
Связанные словари
Мадригал
М. оказался муз. формой, способной гибко передавать оттенки поэтич. текста; поэтому он более отвечал новым художеств. требованиям, чем фроттола с её структурной скованностью. Появление муз. М. после более чем столетнего перерыва стимулировалось возрождением в поэзии лирич. форм 14 в. ("петраркизм"). Виднейший из "петраркистов" П. Бембо особо выделял и ценил М. как свободную форму. Эта композиционная особенность отсутствие строгих структурных канонов становится характернейшей чертой нового муз. жанра. Название "М." в 16 в. по существу связывалось не столько с определённой формой, сколько с художеств. принципом свободного выражения мыслей и чувств. Поэтому М. смог воспринять наиболее радикальные устремления своей эпохи, став "точкой приложения многих действующих сил" (Б. В. Асафьев). Важнейшая роль в создании итал. М. 16 в. принадлежит А. Вилларту и Ф. Вердело, фламандцам по происхождению. В числе авторов М. итал. композиторы К. де Pope, H. Вичентино, В. Галилеи, Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза и др. К М. неоднократно обращался и Палестрина. Последние выдающиеся образцы этого жанра, ещё непосредственно связанные с традициями 16 в., принадлежат К. Монтеверди. В Англии крупнейшими мадригалистами были У. Бёрд, Т. Морли, Т. Уилкс, Дж. Уилби, в Германии X. Л. Хаслер, Г. Шюц, И. Г. Шейн.
М. в 16 в. 4-, 5-голосное вок. сочинение преим. лирич. характера; стилистически он заметно отличается от М. 14 в. Текстами М. 16 в. служили популярные лирич. произведения Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Я. Саннадзаро, Б. Гварини, позже Т. Тассо, Дж. Марино, а также строфы из драм. поэм Т. Тассо и Л. Ариосто.
В 30-50-х гг. 16 в. складываются разл. школы М.: венецианская (А. Вилларт), римская (К. Феста), флорентийская (Я. Аркадельт). М. этого периода обнаруживают отчётливую композиционно-стилистич. связь с более ранними малыми лирич. жанрами фроттолой и мотетом. Для М. мотетного происхождения (Вилларт) характерны сквозная форма, 5-голосный полифонич. склад, опора на систему церк. ладов. В М., по происхождению связанных с фроттолой, встречается 4-голосный гомофонно-гармонич. склад, близкие совр. мажору или минору лады, а также куплетные и репризные формы (Я. Геро, Ф. Б. Кортечча, К. Феста). М. раннего периода передают гл. обр. спокойно-созерцательные настроения, в их музыке отсутствуют яркие контрасты. Следующий период развития М., представленного сочинениями О. Лассо, А. Габриели и др. композиторов (50-80-е гг. 16 в.), отличается интенсивными поисками новых выразит. средств. Формируются новые типы тематизма, развивается новая ритмич. техника ("a note negre"), толчком к чему послужило усовершенствование нотопечатного дела. Эстетич. оправдание получает диссонанс, в письме строгого стиля не имевший самостоят. значения. Важнейшее "открытие" этого времени хроматизм, возрождённый в результате изучения др.-греч. теории лада. Его обоснование было дано в трактате Н. Вичентино "Старинная музыка, приспособленная к современной практике" ("L'antica musica ridotta alla moderna prattica", 1555), где приводится и "образец сочинения в хроматич. ладу". Крупнейшие композиторы, широко применявшие хроматизмы в своих М., К. де Pope и, позднее, К. Джезуальдо ди Веноза. Традиции мадригальной хроматики были устойчивы ещё в 17 в., влияние их обнаруживается в операх К. Монтеверди, Дж. Каччини, М. да Гальяно. Развитие хроматизма привело к обогащению лада и его модуляционных средств и формированию новой выразит. интонац. сферы. Параллельно с хроматизмом исследуется др.-греч. теория энгармонизма, следствием чего явились практич. поиски равномерно-темперированного строя. Один из интереснейших образцов осознания равномерной темперации уже в 16 в. мадригал Л. Маренцио "О, вы, которые вздыхаете..." ("О voi che sospirate", 1580).
Третий период (кон. 16 нач. 17 вв.) "золотой век" жанра М., связанный с именами Л. Маренцио, К. Джезуальдо ди Веноза, К. Монтеверди. М. этой поры насыщены яркими выразит. контрастами, детально отражают развитие поэтич. мысли. Отчётливо проявляется тенденция к своеобразной муз. символике: пауза в середине слова трактуется как "вздох", хроматизм и диссонанс связываются с представлением о скорби, ускоренное ритмич. движение и плавный мелодич. рисунок с потоками слёз, ветром и т. д. Характерный пример такой символики представляет мадригал Джезуальдо "Летите, о, мои вздохи" ("Itene о, miei sospiri", 1611). В знаменитом мадригале Джезуальдо "Умираю, несчастный" ("Moro lasso", 1611) диатоника и хроматика символизируют жизнь и смерть.
В кон. 16 в. М. сближается с драм/ и конц. жанрами своего времени. Появляются мадригальные комедии, предназначенные, по-видимому, для сценич. воплощения. Возникает традиция исполнения М. в переложении для солирующего голоса и сопровождающих инструментов. Монтоверди, начиная с 5-й книги мадригалов (1605), применяет в них разл. аккомпанирующие инструменты, вводит инстр. эпизоды ("симфонии"), сокращает число голосов до 2, 3 и даже одного голоса с basso continuo. Обобщением стилистич. тенденции итал. М. 16 в. явились 7-я и 8-я книги мадригалов Монтеверди ("Концерт", 1619, и "Воинственные и любовные мадригалы", 1638), включающие разнообразные вок. формы от куплетных канцонетт до больших драм. сцен с сопровождением оркестра. Важнейшие итоги мадригального периода утверждение гомофонного склада, зарождение основ функционально-гармонич. ладовой системы, эстетич. обоснование монодии, введение хроматизма, смелое раскрепощение диссонанса имели большое значение для музыки последующих веков, в частности подготовили возникновение оперы. На рубеже 17-18 вв. М. в различных его модификациях развивается в творчестве А. Лотти, Дж. К. М. Клари, Б. Марчелло. В 20 в. М. вновь входит в композиторскую (П. Хиндемит, И. Ф. Стравинский, Б. Мартину и др.) и особенно в концертно-исполнит. практику (многочисл. ансамбли старинной музыки в Чехословакии, Румынии, Австрии, Польше и др., в СССР ансамбль "Мадригал"; в Великобритании существует Мадригальное общество Madrigal Society).
Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., M.-Л., 1940, с. 111, 155-60; Грубер R., История музыкальной культуры, т. 2, ч. 1, M., 1953, с. 124-145; Конен В., Клаудио Монтеверди, M., 1971; Дубравская Т., Итальянский мадригал XVI в., в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, M., 197; Wagner R., Das Madrigal und Palestrina, "VfMw", 1892, (Bd) 8; Kroyer Th., Die Anfдnge der Chromatik im italienischen Madrigal des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1902; Сesari G., Die Entstehung des Madrigals im 16. Jahrhunderts, Cremona, 1908 (итал. пер Le ongini del madrigale, "RMI", 1912, (v.) 19); Fellowes E. H., The English Madrigal Composers, Oxf., 1921, 1948; Kцnigs1цw A. V., Die italienischen Madrigalisten des Trecento, Wьrzburg, 1940; Einstein A., The Italian madrigal, v. 1-3, Princeton, 1949; Enge1 H., Die Entstehung des italienischen Madrigals und die Niederlдnder, в кн.: Kongress-Bericht, Utrecht, 1952; Kerman J., The Elizabethan madrigal, N.Y., 1962; Chanson and madrigal 1480-1530. Studies in comparison and contrast, ed. J Haar, Camb. (Mass.), 1964; Watkins G., Gesualdo. The man and his music, L., 1973.T. H. Дубравская.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |