Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - мадригальная комедия

 

Мадригальная комедия

мадригальная комедия драматический мадригал, принятое в совр. лит-ре обозначение муз. жанра, возникшего в Италии во 2-й пол. 16 в. и представлявшего собой хор. композицию на текст комедийной, реже пасторальной пьесы с музыкой в характере мадригала. Все партии действующих лиц, в т. ч. и монологи, исполнялись многогол. ансамблем. Сюжеты бытовые, часто гротескносатирические, с традиционными персонажами нар. комедии дель арте. В музыке М. к. из бытующих форм употреблялись мадригалы, канцонетты, вилланеллы и др. разновидности многогол. песен. Предполагают, что М. к. содержали и пантомимное воспроизведение действия. В то же время О. Векки, один из основателей этого жанра, указывал, что его "Амфипарнас" должен восприниматься "не через глаза, а через уши". Среди композиторов, писавших М. к., А. Стриджо, Дж Кроче, А. Банкьери, Дж. Торелли. Наиболее ранняя М. к. "Болтовня женщин за стиркой" ("Il cicalamento delle donne al bucato", 1567) Стриджо явилась прототипом позднейших образцов этого жанра (содержит комич. и драм. эпизоды, сгруппированные в 5 частей: 1-я часть 4-голосная, остальные 7-голосные; особенно интересны диалоги, образованные разл. комбинациями голосов). Кроче принадлежат две М. к. (с текстами на венецианском диалекте): "Приятные маскарады" ("Mascarate piacevoli", 1590) и "Музыкальная панацея" ("Тriаса musicale", 1595), в к-рых вслед за Стриджо он использует нар. песни и звукоподражат. приемы для достижения комич. эффекта. Выдающаяся М. к. "Предгорье Парнаса" Векки ("Amfiparnaso", исп. 1594, Модена, изд. 1597, Венеция). Ее сюжет варьирует обычные ситуации комедии дель арте. Разнообразны муз. приёмы от хор. речитатива до полноценной полифонии. Пользуясь исключительно средствами хора, Векки создаёт яркие характеристики персонажей. В др. своей М. к. "Сьенские вечеринки, или Различные настроения, показанные современной музыкой" ("Veglie di Siena ovvero i Varii humori della musica moderna", 1604) наряду с характерными карикатурными сценками Векки рисует весёлость, меланхолию, скорбь, учтивость, коварство, искренность и т. п.

Последователем Векки был Банкьери автор ряда популярных М. к.: "Старческое сумасбродство" ("La pazzia senile", 1598), "Музыкальная смесь" ("Zabaione musicale", 1603), "Юношеское благоразумие" ("Prudenza giovanile", 1607), "Представление в масленицу" ("Il festino nella sera del giovedi grasso avanti cena", 1608) и др. Пример пасторальной трактовки этого жанра М. к. "Верные возлюбленные" ("Fidi amanti", 1600) Торелли.

M. к. блестящее свидетельство достижений хор. иск-ва Позднего Возрождения. В М. к. нашёл обобщение долгий и многосторонний опыт музыкантов в нар. стилизации (неаполитанские канцонетты, виллоты, вилланеллы, balletti), подражании явлениям природы, создании комич. и скорбно-лирич. образов. Декламац. стиль в буффонных партиях, а также драматургия монологов и дуэтов подготовили элементы зарождающейся оперы.

Литература: Роллан Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, М., 1931; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 г., М.-Л., 1940, с. 160; Dent E. J., The "Amfiparnaso" of O. Vecchi, "The Monthly Musical Record", 1906, (v.) 36; Krоуеr Th., Dialog und Echo in der alten Chormusik, "JbP", 1910, (Jahrg.) 16; Ho1 J. C., Horatio Vecchis weltliche Werke, в кн.: Sammlung musikwissenschaftlicher Abhandlungen, (Bd) 13, Stras., 1934; Einstein A., The Italian madrigal, Princeton, (New Jersey), 1949; Reese G., Music in the Renaissance,N. Y., 1954, p. 433-37.

T. H. Дубравская.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины