Музыкальная энциклопедия - магнитофон
Связанные словари
Магнитофон
М. состоит из лентопротяжного устройства, магнитных головок для записи звука, её воспроизведения и стирания, усилителя записи, усилителя воспроизведения, высокочастотного генератора для дополнит. подмагничивания ферромагнитного покрытия ленты при записи и для стирания записи, блока питания, микрофона и репродукторов.
Запись с помощью магнитофона основана на явлении остаточного магнетизма (см. Звукозапись). Звуковые колебания последовательно преобразуются в электрические и магнитные; последние воздействуют на ферромагнитное покрытие магнитофонной ленты, образуя в нём остаточный магнетизм, колебания интенсивности к-рого отвечают записанным звуковым колебаниям. При воспроизведении магнитная дорожка возбуждает электрич. колебания, к-рые усиливаются и преобразуются в колебания звуковые.
Магнитная запись звука впервые была осуществлена дат. физиком В. Паульсеном в 1898. Первые промышленные М. выпустила в 1931 нем. фирма "Гефифон"; в них применялась поперечная запись на металлич. магнитной ленте. С этого времени М. непрерывно совершенствовались. В качестве звуконосителя начала применяться бумажная лента, покрытая эмульсией с ферромагнитным порошком, а затем лента из органич. материала ацетилцеллюлозы, триацетата, капрона и др. Это увеличило прочность ленты на разрыв и растяжение, уменьшило её остаточную деформацию. Вместо поперечной записи стала использоваться продольная (в направлении передвижения ленты). Была установлена стандартная ширина ленты 6,3 мм. Для увеличения динамич. диапазона и уменьшения уровня шумов было введено добавочное подмагничивание звуконосителя. Улучшение качества магнитофонной ленты сделало возможным уменьшение скорости её движения, а также запись на двух и более звуковых дорожках при той же ширине ленты. Это позволило осуществлять стереофонич. запись и её воспроизведение; в 1970-е гг. вошла в обиход и квадрофонич. запись (см. Стереофония).
В СССР и за рубежом выпускаются М. разл. типов. Важнейшими показателями М. являются размер и вес, скорость подачи ленты, число звуковых дорожек по ширине ленты, размеры рулона или кассеты с лентой, диапазон записываемых и воспроизводимых частот, величина искажений, выходная мощность, тип источника питания.
Чем больше скорость подачи ленты, тем легче достигается высокое качество записи запись широкого диапазона частот при минимальных искажениях. Однако с увеличением скорости движения ленты уменьшается время звучания рулона той же длины. Поэтому с улучшением качества магнитофонных лент наиболее употребит, скорости движения ленты снижаются. Ранее в проф. студийных М. применялись скорости 76,2 см/сек и 38,1 см/сек. В отдельных конструкциях совр. М. используется скорость 38,1 см/сек, в большинство же скорость 19,05 см/сек, что всё же позволяет записывать и воспроизводить широкую полосу частот примерно от 20-30 до 24000 герц с незначит. искажениями (отношение сигнал шум 60 децибелов и более). В бытовых М., рассчитанных на использование любителями музыки и в учебно-педагогич. практике, помимо скорости 19,05 см/сек, обычно предусмотрена возможность применения скорости 9,53 см/сек, иногда и 4,75 см/сек; эта последняя скорость служит для записи и воспроизведения речи, поскольку вполне удовлетворит, разборчивость речи достигается и при относительно неширокой полосе записываемых частот. В портативных М. применяется и скорость 2,4 см/сек.
В бытовых М., как правило, используется 2-дорожечная запись: запись производится лишь на одной половине ширины ленты при данном её положении и на другой при обратном её положении. Этим достигается экономия ленты при той же скорости движения ленты на той же её длине умещается запись вдвое большего времени звучания. В бытовых стереофонич. M. и квадрофонич. М. обычно применяется 4-дорожечная запись, причём для записи и воспроизведения в стереофонич. М. одноврем. используются две соседние дорожки верхней или нижней половины рабочей поверхности ленты (каждый из каналов стереофонич. записи требует отд. дорожки).
Стационарные студийные М. допускают применение катушек, вмещающих 1000 м ленты, что при скорости 38,1 см/сек даёт продолжительность непрерывного звучания 43 мин. В бытовых М. применяются катушки на 500 м плёнки (43 минуты звучания при скорости 19,25 см/сек), 300 м и 250 м (22 минуты звучания при скорости 19,25 см/сек, 43 минуты звучания при скорости 9,53 см/сек). В портативных (карманных) М. используются катушки меньших размеров. Для бытовых, особенно портативных, М. выпускаются и специальные, более тонкие ленты; на стандартной катушке может умещаться тонкой ленты в 1,5-2 раза больше, чем ленты обычной толщины. Всё большее распространение в быту получают кассетные М., в к-рых обе катушки заключены в спец. коробку кассету; для проигрывания записи в М. вставляется кассета, а не отд. катушка, что облегчает и упрощает пользование аппаратом (отпадает необходимость заправлять на приёмной кассете конец ленты).
Студийные и бытовые М. питаются от сети переменного тока, портативные (карманные) М. от батарей или аккумуляторов.
Особые типы М. диктофон, позволяющий воспроизводить записанную речь с пониженной скоростью (для удобства записи текста от руки или на пишущей машинке) без смещения вниз всей полосы частот, и "говорящая книга" для слепых, где речь записывается на спец. широкой ленте (13 мм) на 24 дорожках, что при длине рулона 300 м даёт суммарную продолжительность записи 12 часов при удовлетворительном для речи диапазоне частот 150-5000 герц.
Всё более широкое применение находит комбинированная запись на широкой ферромагнитной ленте звука и изображения, "развёрнутого" и преобразованного в электрич. колебания по телевизионному принципу (видеомагнитофон).
Изобретение М. расширило возможности звукозаписи и в частности записи музыки. Ранее лишь фонограф допускал немедленное воспроизведение записанного: однако валик с записью изнашивался уже после неск. проигрываний, к тому же продолжительность записей была незначительной, а валики громоздкими и требовали для хранения больших помещений. С изобретением М. появилась возможность сразу после записи воспроизводить записанное, причём магнитофонная лента может проигрываться многократно без какого-либо ухудшения качества звучания и является компактной, что делает её удобной для хранения (правда, при длительном хранении магнитофонных записей возможно ухудшение их качества, связанное с т. н. копирэффектом, однако существуют способы, позволяющие избежать этого). Притом запись даже на относительно недорогих бытовых М. при соблюдении соответствующих условий получается достаточно высококачественной. Т. о., М. даёт возможность музыканту-исполнителю как бы "со стороны" прослушать исполняемые им произв. на любой стадии их разучивания, композитору записывать в непосредственном звучании импровизационные эскизы будущих сочинений. В большой мере облегчился процесс записи произведений нар. иск-ва музыкантом-фольклористом. Любитель музыки с помощью М. может записать любое интересующее его исполнение музыки в быту, по радио, на концерте, переписать редкие грампластинки и магнитофонные записи. Очень широкое применение М. нашёл в радиовещании. Он полностью вытеснил использовавшуюся ранее оптич. запись, более дорогую, менее высококачественную, не столь оперативную и требующую громоздкой аппаратуры. Важным достоинством магнитофонной записи сравнительно с оптической является также лёгкость и простота монтажа ленты. Постепенно передачи "с микрофона" всё больше уступают место передачам с магнитофонной записи, к-рые позволяют избежать каких-либо случайностей. Но и идущие "с микрофона" муз. передачи обычно записываются на магнитофонную ленту, так что оказывается возможным в любое время повторить их. М. используется и при производстве грампластинок (см. Граммофонная пластинка) запись производится на магнитофонную ленту, и уже по этой записи изготовляется форма для штамповки грампластинок. За рубежом и в СССР выпускаются в продажу магнитофонные ленты и кассеты с уже осуществлённой записью муз. произведений, к-рые начинают конкурировать с грампластинками.
Литература: Болдырев И. О., О магнитофоне и его роли в развитии советской музыкальной культуры, "СМ", 1950, No 4; Корольков В. Г., Электрические схемы магнитофонов, M., 1959, 1967 (совм. с Л. Г. Лишиным); Pахомов Ю. Д., Зарубежные магнитофоны, М.-Л., 1961; Колищук В. Г. и Травников E. H., Конструирование и расчет магнитофонов, К., 1965; Курбатов Н. В. и Яновский Е. Б., Узлы и детали магнитофонов, Л., 1965; их же, Справочник по магнитофонам, М., 1966; Ганзбург М. Д., Магнитофоны, М.-Л., 1966; Гладышев Г. И., Магнитофоны (справочник), К., 1969; Sutaner H., Schallplatte und Tonband, Lpz., 1954; Spratt M., Magnetic tape recording, N. Y., 1958; Schrцder H., Tonbandgerдte-MeЯpraxis, Stuttg., 1961; Sne1 D. A., Magnetische Tonaufzeichnung, Eindhoven, 1962. см. также лит. при ст. Звукозапись.Л. С. Термен.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |