Музыкальная энциклопедия - маком
Связанные словари
Маком
(белыми нотами выделены опорные ступени каждого звукоряда).
2) В узб. и тадж. нар.-проф. классич. музыке устной традиции большой цикл (сюита) из законченных муз. произв. Части М. связаны общностью тонич. опоры, или звукоряда либо того и другого. В состав каждого М. входит от 20 до 40 с лишним инстр. и вок. частей, М. исполняются ансамблем инструменталистов, играющих в унисон, солистами и хором, а отдельные их части уфар, кашкарча и сокинома в совр. исполнит. практике сопровождаются танцами. Осн. инструментами при исп. М. были танбур и дойна (бубен); часто к ним присоединялись гиджак, сато и кобуз. Танбур при исп. каждого М. настраивался по-разному. Каждый М. состоит из инстр. и вок. разделов. Инстр. раздел составляют различные по объёму произв.: тас-ниф (сочинение, муз. тема), тарджиъ (повторение, мелодия из повторяющихся мотивов), гардун (букв. превратности судьбы; назв. усуля, т. е. ритмич. формулы дойры), мухаммас (букв. упятерённый; назв. усуля дойры), сакиль (тяжёлый, выдержанный; назв. усуля дойры). Эти обозначения общие для всех М.; к ним добавляется назв. того М., в составе к-рого они находятся. В нек-рых М. имеются дополнит. части, характерные только для них. Первая инстр. часть тасниф определяет характер всего М., её мелодико-интонац. материал часто используется и в др. частях (не только инструментальных, но и вокальных), подвергаясь мелодико-ритмич. варьированию. Каждая из инстр. частей состоит из 7-10 эпизодов. При этом для них типично рондообразное строение чередование изменяющихся и развивающихся мелодич. построений ("хона") и неизменных ("бозгуй"). Мелодии сопровождаются усулями. Вок. раздел каждого М. состоит из неск. шу'ба (подразделов). В нём выделяются две группы: первая включает шу'ба сарахбор (араб.-тадж., букв. уведомление, главное), талкин (араб., букв. наставление, трактовка; назв. усуля дойры), наср (араб., букв. помощь, победа) и их ритмич. варианты уфары; вторая талкина (песня, исполняемая в усуле "талкин"), кашгарча (кашгарский усуль), сокинома (букв. вакхическая песнь) и их уфары. К этим назв. присоединяются назв. М., в к-рый они входят. Первая группа составляет единый цикл. Отд. мелодич. построения одного шу'ба часто используются в др. шу'ба в качестве его кульминации; такие мелодич. построения получили назв. намудов (тадж., букв. вид, явление). В др. шу'ба они приобретают новые черты в соответствии с особенностями мелодии и усуля дойры.
Шашмаком бытовал в двух осн. вариантах бухарском и хорезмском; т.н. ташкентский вариант представляет разновидность бухарского и др. Он исполнялся на нар. торжествах, празднествах, свадебных церемониях. В Узбекистане и Таджикистане имеется ряд ансамблей макомистов, пропагандирующих живые образцы М. С нач. 20-х гг. осуществляются записи и издания разл. вариантов шашмакома. Полный цикл был впервые издан в Таджикистане (1950-67), затем в Узбекистане (1960; с 1966 изд. новый вариант, подготовленный Ю. Раджаби). Осуществлена и запись вок. разделов шашмакома на магнитную ленту, выпущены и соотв. грампластинки.
Издания: Успенский В. A., Шесть музыкальных поэм, Л., 1924, Шашмаком, т. 1-5, M., 1950-67 (со вступит. статьей В. М. Беляева), Хоразм макомлари, Таш., 1958; Шашмаком, т. 1-5, Ташкент, 1966-73 (изд. продолжается).Литература: Rахман Б. оглы, Девонзод М., Краткая история хорезмской музыки, М., 1925; Pитрат A., История узбекской классической музыки, Самарканд Таш., 1927 (на узб. языке, араб. шрифт); Джами Абдурахман, Трактат о музыке, пер. с перс., под ред. и с коммент. В. М. Беляева, Таш., 1960; Раджабов И. Р., Макомлар масаласига доир. (К вопросу о макомах), Таш., 1963 (на узб. языке); Векслеr С. М., Очерк истории узбекской музыкальной культуры, Таш., 1965; его жe, Макомы, в сб.: Очерки истории музыкальной культуры Узбекистана, вып. 1, Таш., 1968, Вызго Т., К вопросу об изучении макомов, в сб.: История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972; Матякубов О., Хорезмские макомы, в сб.: Проблемы музыкальной науки Узбекистана, Таш., 1973; Pлахов Ю., О двух принципах формообразования в инструментальных частях Шашмакома, в сб.: Проблемы музыкальной науки Узбекистана, Таш., 1973, его же, К вопросу о ритмической структуре инструментальных частей Шашмакома, в сб.: Теоретические проблемы народной инструментальной музыки, М.-Л., 1974.И. Р. Раджабов.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |