Музыкальная энциклопедия - мангеймская школа
Связанные словари
Мангеймская школа
В своём творчестве мангеймцы обобщили характерные тенденции, наметившиеся в разл. творч. направлениях, ведущих к симфонизму: в старинной итал. скрипичной и трио-сонате, в оркестровой сюите, в увертюрах (особенно в итал.), в оперной музыке с её яркими и типическими образами, подготовившими симф. тематизм. ("Симфонией" ко времени М. ш. называлась итал. оперная увертюра, ещё не вполне отпочковавшаяся от оперы, но исполнявшаяся также и отдельно.) Создавая свою трактовку цикла, М. ш. подготовила классич. симфонию, определив художеств. функцию каждой из её 4 частей (именно этому в конечном счёте и служили многие из тех приёмов, к-рые получили назв. "мангеймские манеры"). У мангеймских авторов симфония превратилась в самостоят. оркестровое произв., чаще всего в 4 частях (allegro, andante, менуэт, финал), с характерным для каждой из них тематич. обликом, с откристаллизовавшимися темами-образами.
Среди многочисл. авторов мангеймских симфоний (и одноврем. участников оркестра) выделяются Ф. К. Рихтер, А. Фильц, К. Каннабих, Ф. Бек, Дж. Тоэски, Карл Стамиц (сын Я. Стамица), И. Френцль, П. Риттер. Несмотря на большой круг мастеров, М. ш. сохраняла единство своего облика до тех пор, пока не была заслонена достижениями венской классич. школы. Воздействие мангеймского симфонического стиля было весьма значительно не только в пределах Германии. Симфонии мангеймцев широко исполнялись и издавались в Париже. Из венских классиков наибольшее влияние М. ш. оказала на молодого В. А. Моцарта.
Издания: "Denkmдler der Tonkunst in Bayern", 1902, Bd 3; 1906, Bd 7; 1907, Bd 8; 1914, Bd 15; 1915, Bd 16.Литература: Ливанова Т. Н., История западноевропейской музыки до 1789 г., М., 1940, с. 592-600; Конен В., Театр и симфония, М., 1968; Heuss A., Ьber die Dynamik der Mannheimer Schule, в кн.: Riemann-Festschrift, 1909; его же, Die Dynamik der Mannheimer Schule, "ZfMw", 1919-1920; Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 2, Tl 3, Lpz., 1913; Reese W. H., Grundsдtze und Entwicklung der Instrumentation der vorklassischen und klassischen Symphonie, В., 1939 (Diss.); Larsen J. P., Zur Bedeutung der "Mannheimer Schule", в кн.: Festschrift Karl Gustav Fellerer zum sechzigsten Geburtstag am 7. Juli 1962, Regensburg, 1962; Newman W. S., The Sonata in the Classic era, Chapel Hill, (1963); De Stwo1inski G. В., The Mannheim symphonists: their contributions to the technique of thematic development, v. 1-2, (Rochester), 1966.T. H. Соловьёва.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 515 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |