Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - мартину б.

 

Мартину б.

мартину б. (Martinu) Богуслав (8 XII 1890, Поличка, Чехия 28 VIII 1959, Листаль, близ Базеля, Швейцария) чеш. композитор. Чл. чеш. Академии наук и иск-в (1931). Сын сапожника. Начальное муз. образование получил под рук. скрипача-любителя Й. Черновского в Поличке. В 1906-13 учился в Пражской консерватории по классу скрипки, затем органа и композиции. С 1914 играл на скрипке в оркестре Чеш. филармонии, преподавал скрипич. игру в Поличке. С 1919 работал в оркестре Нац. т-ра в Праге, с к-рым гастролировал в Великобритании, Франции, Швейцарии. В 1922-23 совершенствовался в Школе мастеров при Пражской консерватории под рук. Й. Сука, влияние к-рого (особенно его "Азраила"), ощутимое уже в первых симф. поэмах М. ("Ангел смерти" "Andel smrti"; "Смерть Тентажиля" "Smrt Tintagilova", обе 1910), ещё более возросло в период занятий с ним; от Сука М. воспринял также блестящее владение орк. техникой. Уже в ранних соч. проявляется нац. своеобразие его творчества (программный струн. квартет "Три всадника" "Tri jezdci", на сюжет Я. Врхлицкого, 1902; кантата "Чешская рапсодия", написанная в традициях чеш. классики; в ней особенно заметно влияние А. Дворжака). В 1923-40 жил в Париже, занимался композицией под рук. А. Русселя, с к-рым был дружен мн. годы. В 1941-53 жил в США (гл. обр. в Нью-Йорке), где ранее были известны его симф. соч., в т.ч. "Суматоха" ("La bagarre"; исполнено впервые в 1928 Бостонским филармонич. оркестром под упр. С. А. Кусевицкого, сыгравшего важную роль в пропаганде творчества М., к-рый написал для этого оркестра первые симфонии), 2-й струн. квартет и струн. секстет (пр. Э. С. Кулидж, 1932); мн. симф. соч. М. исполнял также Ш. Мюнш. М. преподавал композицию в Принстонском ун-те, в школе Д. Маннеса в Нью-Йорке, в Танглвуде. С 1953 жил во Франции, Италии, Швейцарии. Работая гл. обр. за рубежом, М. постоянно поддерживал связи с родиной (с 1945 чл. муз. об-ва "Умелецка беседа"); о глубокой внутренней связи с чеш. культурой свидетельствуют созданные в 1930-е гг. балет "Шпаличек", хоры на старочеш. тексты, чеш. танцы для фп., а также радиоопера на сюжет чеш. драматурга В. Клицперы "Комедия на мосту" (1935). М. наиболее значит. чеш. композитор 20 в. (наряду с Л. Яначеком). На его творчество (помимо Дворжака и Сука) оказали влияние франц. импрессионисты, Руссель, А. Онеггер и И. Ф. Стравинский. М. сочетал традиционные черты чеш. муз. мышления с характерными для совр. ему франц. музыки сдержанностью, стилистич. чистотой и ясностью мелодич. рисунка, красочностью; в этой его ориентации на франц. иск-во проявлялось также стремление преодолеть типичное для чеш. музыки кон. 19-20 вв. нем. влияние. Произв. М. свойственна развитая полифонич. структура, с резким, свободным голосоведением; позднее ритмич. острота, выразительная моторность и живой динамизм, к-рые постепенно стали превалировать и более, чем мелодика, определять характер его произв. (симф. рондо, посв. футболу, "Хафтайм" "Half-time", 1924; "Суматоха", соч. урбанистич. характера). В произв. 1930-х гг. (гл. обр. камерных) ощутима связь с чеш. и общеевроп. традициями эпохи барокко и классицизма (3 ричеркара, concerto grosso жанр, имевший особое значение в творчестве М.; 2-й струн. квартет, дуэт для скрипки и виолончели, фп. соч.). В эти же годы М. создал ряд сценич. произв., в к-рых использовал чеш. фольклор, нар. сюжеты, а также традиции ср.-век. т-ра и принципы итал. комедии del arte (балет "Шпаличек", оперы "Легенды о Марии" и "Театр за воротами"); в процессе их создания М. пришёл к прояснению муз. языка и усилению чеш. нац. начала. Он создаёт симф. и камерные соч. разных жанров. К кон. 1930-х гг. М. достигает творч. зрелости; ясно определяются индивидуальные особенности его стиля, осн. на сочетании классич. традиций чеш. музыки с новыми стилистич. течениями 20 в. Углубляется содержание его творчества, усиливается стремление к монументальности. Подчёркнутая моторность, рафинированность, острый юмор и ирония уступают место сдержанному лиризму и мужественному, суровому драматизму. Творческий расцвет М. связан с созданием кантаты "Букет", двойного концерта, "Полевой мессы" ("Polnн mse"), антифаш. патриотич. произв. "Памятник Лидице" ("Pamбtnik Lidicнm"), a также 6 симфоний. Соч. М. первых послевоенных лет отличают черты созерцательности, раздумья; более выразительным и страстным становится муз. язык, часто звучат мотивы тоски по родине (6-я симфония, "Фрески Пьеро делла Франческа", 1955; "Притчи", 1958; кантаты на нар. тексты "Освящение источников" "Otvнrбnн studбnek", для солиста, жен. хора, фп., струнных и декламатора, 1955; "Легенда, возникшая из дыма картофельной ботвы" "Legenda z dэmu bramborovй nati", для солистов смешанного хора и неск. инструментов, 1957). М. отличался большой продуктивностью. Он автор 384 произв. (опубликованы многими европейскими и американскими изд-вами).

Сочинения: оперы (даты пост.) Солдат и танцовщица (Vojбk a tanecnice, 1927, Брно), Слёзы ножа (Slzy noze, 1935, Брно), Легенды о Марии (Нrу о Marii, 1935, Брно), Театр за воротами (Divadlo za brбnou, 1936, Брно), Дважды Александр (1937), Жюльетта (1938, Прага), Ариадна (1958), опера-буффа Мирандолина (Прага, 1959), Греческие пассионы (Reckй pasije, 1961, Цюрих), комич. киноопера Три желания, или Превратности жизни (Tri prбnн, nebo Promeny zivota, 1929), радиооперы Голос леса (Hlas lesa, 1935) и Комедия на мосту (Veselohra na moste, 1937), телеоперы Женитьба (Zenitba, по Гоголю, 1952) и Чем люди живы (Cim clovek zije, по Л. H. Толстому, 1952); балеты Иштар (1924), Кто самый сильный на свете? (Kdo jе nа svete nejmocnejsн, 1925, Брно), Мятеж (Vzpoura, 1925, Брно), Мотылёк, который топнул ногой (Motэl, kterэ dupal, по Киплингу, 1926), Внимание, съёмка! (Natбcн se 1927), Кухонное ревю (Kuchynskб revue, 1927), Шах королю (Sach krбli, 1930), Шпаличек (Spalнcek, с пением, 1933, Прага), Суд Париса (Pariduv soud, 1935), Душитель (Uskrcovac, 1948); для солистов, хора и орк. оратория Гильгамеш (1955), кантаты: Чешская рапсодия (с органом, 1918), Букет (Kytice, с детским хором, 1937), Полевая месса (Polnн mse, с духовыми и ударными, 1939), Пророчество Исайи (Proroctvн Izaiбsovo, 1959); для opк. симфония для 2 орк. (1932), 6 симфоний (ежегодно 1942-46 и 1953), инвенции (1934), Concerto grosso, 3 ричеркара (оба соч. 1938), Sinfonia concertante (для 4 сольных инструментов, струн. орк. и фп., 1949), Токката и 2 канцоны (1946), Притчи (1957); для камерного орк. Sinfonietta la Jolla (1950), Скала (Skбla, 1957), 3 эстампа (1958); для инструмента с орк. концерты: 5 для фп. (1925-56), для скр. (1943), флейты и скр. (1936), влч. (1930, 1944), для 2 скр. (1937), концерт для 2 струн. орк., фп., ударных (1938), камерный концерт для скр., струн. орк. и литавр (1941), для чембало и камерного орк. (1935), Sinfonietta giocosa (для фп. и камерного орк., 1940), рапсодия для альта (1952), конц. сюита для скр. (1945), Sonata da camera для влч. и камерного орк. (1940), Токката и 2 канцоны для фп. и камерного орк. (1947); камерно-инстр. ансамбли дуэт для скр. и влч. (1927), струн. и дух. трио, фп. квартет, 7 струн. квартетов (1921-47), квартет для гобоя, скр., влч. и фп., квинтеты (2 фп., струн., дух.), струн. секстет, соната и мадригал для фагота, скр. и фп.; для фп. концерт для 2 фп. (1943), концертино (1938), соната (1954), фантазия для 2 фп. (1929), Марионетки (Loutky, 1-2, 1914-24), Чешские танцы (1929), Прелюды (1929), фантазия и токката (1940), этюды и польки (3 сб-ка, 1945); для скр. с фп. 3 сонаты; для влч. с фп. 2 сонаты; хоры 4 мадригала (смеш., 1959), 2 бойницкие песни (zbojnickй pнsne, муж., 1957), 3 трёхгол. песни (для жен. хора и скр., 1952); песни Нипонари (Niponari, для голоса и 7 инстр., 1912) и др., вок. циклы.

Литературные сочинения: Domov, hudba a svet, Praha; 1966; "1938-1945", Praha, 1947.

Литература: Вайнкоп Ю., Музыкальное обозрение, "Жизнь искусства", 1934, No 13; Шнеерсон Г., Б. Мартину "Лидице", "СМ", 1947, No 2; Рубин М., Два праздника культуры, там же, 1959, No 10; Паленичек Й., Последняя встреча с Мартину, там же, 1960, No 7; Левашёв Ю., Б. Мартину и его симфоническое творчество, там же, 1961, No 2; Ярустовский Б., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Полякова Л., Неделя в Брненском театре, там же, 1966, No 2; Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой пол. XX в., М., 1970; Иванов К., Богуслав Мартину, "СМ", 1972, No 2; Гаврилова Н., Богуслав Мартину, М., 1974; Safrбnek M., В. Martinu, the man and his music, N. Y., 1944 (имеется список соч.); его же, В. Martinu, Zivot a dнlo, Praha, 1961 (нем. и англ. изд., 1964); его же, В. Martinu domovu, Praha, 1962; В. Martinu Sbornik vzpomнnek a studн, Brno, 1957; Nedbal M., Bohuslav Martinu, Praha, 1965; Mihu1e J., B. Martinu, Praha, 1966, 1972; Ha1breiсh H., Martinu. Werkverzeichnis. Dokumentation und Biographie (Z. Freiburg Br., 1968); Martinu Сh., Muj zivot s Bohuslavem Martinu, Praha, 1971; Mihu1e J., B. Martinu. Profil zivota a dнla, Praha, 1974.

Й. Бек.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины