Музыкальная энциклопедия - месса
Связанные словари
Месса
1) Kyrie eleison (Господи, помилуй),
2) Gloria (Gloria in excelsis Deo Слава в вышних богу),
3) Credo (Credo in unum Deum Верую во единого бога),
4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini Благословен грядущий во имя бога),
5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi Агнец божий, взявший на себя грехи мира).
В нек-рых частях М. иногда выделяются более или менее самостоятельные разделы. Так, в Credo месс 19 в. нередко обособляются разделы "Et incarnatus" ("И воплотился в человека, рождён от святого духа и девы Марии"), "Crucifixus" ("И был распят и погребён"), "Et resurrexit" ("И воскрес"). Последняя часть М. "Agnus Dei" кончается словами "Dona nobis pacem" ("Даруй нам мир"). В старой М. (до 15 в.) была принята и 6-я часть: "Ite, missa est" ("Идите, служба окончена").
Песнопения missa proprium это
1) Introitus (Antiphone ad introitum) антифон, исполняющийся в то время, когда священник идёт к алтарю (introitus букв. вступление, вход),
2) Graduate (Responsorium graduale, см. Градуал),
3) Alleluja (см. Аллилуйя), временами вместо этого песнопения вводится Tractus (см. Трактус) или секвенция,
4) Offertorium (Antiphone ad Offertorium, см. Офферторий),
5) Communiо (Antiphonа ad communionem) песнопение, исполняющееся во время причастия (communio букв. соучастие, общность). Они имеют более древнее происхождение и восходят к псалмам.
Части missa ordinarium сложились позднее; по-видимому, ранее всего возникло Sanctus, затем Kyrie, Gloria, Agnus Dei, Credo.
Пение в M. было двух типов: псалмодическоо (в характере речитативного произношения текстов) и гимническое, отличавшееся мелодически-распевным характером. Общей муз. основой М. в ср. века служил григорианский хорал (см. Григорианское пение). В гимнич. разделы, однако, проникали и нар.-песенные интонации. Отношение церкви к этому было двойственным: с одной стороны, нар. музыка изгонялась как нечто суетное, отвлекавшее верующих от молитвы, с другой она использовалась как средство привлечения паствы. Песенное начало более всего сказывалось в missa ordinarium, т.к. первоначально (до 9 в.) в её исполнении принимала участие община верующих. В Kyrie применялись мелодии троп, Gloria и Credo вначале были псалмодическими, со временем стали мелизматически-изукрашенными.
М. как циклич. муз. произв. включает в себя только 5 частей missa ordinarium, к-рые разрабатывались разл. композиторами в виде единых циклов.
Первоначально М. была одноголосной; в 14 в. появляются ранние многоголосные обработки сначала отд. частей, затем и всего цикла missa ordinarium. Первая дошедшая до нас месса, созданная одним автором, это четырёхголосная М. (1364) Г. де Машо. В ранних полифонич. М. обычно использовалась литургич. мелодия, служившая саntus firmus и чаще всего помещавшаяся в осн. голосе произведения теноре (см. Тенор (1), отсюда назв. теноровая месса), но также и в дисканте, где она мелизматически разукрашивалась, и в др. голосах. Отд. части создавались с соблюдением единого ритма и единого текста во всех голосах (с применением литургич. мелодии или без неё). Нередко единый cantus firmus связывал все части М. С сер. 15 в. всё большее значение в М. приобретает имитация, так что интонации cantus firmus'а начинают пронизывать все голоса. В качестве cantus firmus со временем стали применять и светские мелодии, вплоть до постановления Тридентского собора (с 1550), запретившего подобную практику. Позднее возникает свободная полифонич. М. Порой в М. переносилась целиком музыка светских вок. произв., приспосабливавшаяся к канонич. тексту частей М. (т.н. пародийные мессы). Создавались и неполные мессы, состоявшие только из двух частей Kyrie и Gloria, и получившие название коротких месс (лат. missa brevis), в отличие от к-рых полные стали именоваться торжественными М. Короткие М. в особенности характерны для протестантской церкви, к-рая не приняла "полной" католич. М. В эпоху Возрождения М. являлась наиболее крупным и монументальным жанром муз. иск-ва. Виднейшие композиторы разл. нац. школ английской (Данстейбл), нидерландской (Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо), римской (Палестрина), венецианской (А. Вилларт, Дж. Габриели), испанской (Т. Л. де Виктория) создавали в огромном количестве М. для хора a cappella, где средствами полифонии "строгого стиля" с использованием приёмов имитации выражали глубочайший мир человеческих переживаний скорбнолирических, экспрессивно-драматических, ликующе-восторженных, возвышенно-созерцательных. Т.о., музыка месс по содержанию оказалась шире их канонического литургич. текста.
На рубеже 17 в., с развитием проф. светской музыки М. уступила ведущее положение опере. Однако она продолжала существовать наряду с оперой. Величайший оперный драматург 17 в. К. Монтеверди писал и мессы. На М. стали оказывать влияние оперный и концертный стили последний в связи с развитием разл. жанров инстр. музыки (соната, концерт, сюита). Всё большее значение в М. приобретает сольное начало (сольные вок. партии), многохорность, помимо певческих голосов привлекается инстр. сопровождение (орк., орган). Наряду с полифонич. частями появляются и выдержанные в гомофонно-гармонич. складе (в особенности сольные арии). Такого рода М., несмотря на литургич. текст, больше соответствует обстановке конц. зала, чем церкви. Многие композиторы 18 в. в разл. странах обращались к жанру М. Возникали новые разновидности жанра, напр. коронационная М. Особый вид представляет заупокойная, траурная М. реквием.
Одним из величайших созданий в жанре торжественной М. является месса h-moll И. С. Баха (1733) произв. глубокого философско-этич. содержания и непревзойдённого полифонич. мастерства. Кроме того, Баху принадлежат 4 коротких мессы, 4 отдельных части Sanctus и обработка мессы Палестрины. В творчестве композиторов венской классич. школы Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена жанр М. играл заметную роль. Как монументальные произведения, насыщенные глубоким содержанием, выделяются месса c-moll (1782, K.-V. 427) Моцарта и "Missa solemnis" D-dur (1823) Бетховена (помимо др. произведений этих же композиторов в жанре М., как, напр., "Коронационной мессы", K.-V. 317, Моцарта, ранней C-dur'-ной мессы Бетховена). Грандиозная "Missa solemnis" (Торжественная M.) Бетховена близка по замыслу его же 9-й симфонии (оба произведения создавались почти одновременно). Л. Керубини создал 11 М. Эпоха романтизма также породила целый ряд М. разл. характера и направления. Романтич. мессы Ф. Шуберта, из к-рых наиболее значительны две последние As-dui и Es-dur, наряду с использованием традиций венской классич. школы отражают влияние его же вок. лирики. Так М. все больше и больше выходит из литургич. богослужебных рамок. Ф. Лист в двух своих мессах "Гранской" (1855) и "Венгерской коронационной" (1867), развивая традиции раннего романтизма, одновременно использовал характерные особенности нар. венг. музыки. В мессах А. Брукнера традиции старой классики (Палестрина, Бах) сочетаются с романтич. красочностью гармонии и оркестра. Славянские композиторы также приняли участие в создании М. Один из ярких примеров "Глаголическая месса" Яначека (1926). В числе др. композиторов 20 в., писавших М., И. Ф. Стравинский (Месса для смешанного хора и дух. инструментов, 1948), Ф. Пуленк (месса G 1937) и др.
Песнопения missa proprium, связанные с разл. воскресными и праздничными днями церк. года, не образуют единого цикла. Поэтому они в меньшей мере привлекали композиторов, особенно в последние века. Высшее достижение в этом жанре "Choralis Constantinus" X. Изака (с 1508).
Литература: Преображенский А. В., Реформа богослужебного пения в католической церкви, "РМГ", 1897, No 10-11; Иванов-Борецкий М. В., Очерк истории мессы, M., 1910, Фишман H. Л., "Торжественная месса" Бетховена, в изд. Л. Бетховен Торжественная месса, M., 1970; Schnerich A., Der Messentypus von Haydn bis Schubert, W., 1892, под назв. Messe und Requiem seit Haydn und Mozart, W.-Lpz., 1909; Wagner R., Geschichte der Messe, Bd 1, Lpz., 1913 (Kleine Handbьcher der Musikgeschichte nach Gattungen, Bd 11); Hildesheim, 1963, Sander H. A, Italienische Messenkompositionen des 17. Jahrhunderts?, Breslau, 1934, Schild E., Geschichte der protestantischen Messenkompositionen des 17. und 18 Jahrhunderts, GieЯen, 1934 (Diss.),Piovesan A., La messa nella musica dalle origini al nostro tempo, Torino, 1949; Fortescue A., The mass?, N. Y., 1950; Lipphardt W., Die Geschichte der mehrstimmigen Proprium missae, Hdlb, 1950; Fellerer К. G., Die Messe Ihre musikalische Gestalt vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Dortmund, 1951; Schrade L., A. 14-th century parody mass, "Acta Musieologica", 1955, (v. 27), его же, The cycle of the ordinarium missae, в кн.: In memoriam J. Handschin, Stras., 1962; Jungmann J. A., Missarum sollemnia, Bd 1-2, W. Freiburg im Briesgau Basel, 1962; Sparks E., Cantus firmus in the mass and motet, 1420-1520, Berk. Los Angeles, 1963 E, Fisсher K. v., Neue Quellen zum einstimmigen Ordinariumszyklus des 14. und 15. Jahrhunderts aus Italien, в кн. Liber Amicorum Festschrift Ch. Van der Borren, Antw., 1964; Hoppin R., Reflections on the origin of the cyclic mass, там же, Gцsset Rh., Techniques of unification in early cyclic masses and mass pairs, "JAMS", 1966, (v.) 19.Б. В. Левик.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 606 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 535 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |