Музыкальная энциклопедия - метнер н. к.
Связанные словари
Метнер н. к.
Творчество М. связано почти исключительно с камерными жанрами. Осн. место занимают камерные фп. и вок. произведения. Только в 3 концертах для фп. с оркестром он выходит за пределы камерных средств. Написал также Квинтет для фп. и смычковых инструментов, 3 сонаты и неск. небольших пьес для скрипки и фп.
М. наряду с С. В. Рахманиновым и А. Н. Скрябиным крупнейший мастер рус. фп. музыки нач. 20 в. С этими художниками М. роднит общий патетически приподнятый тон музыки, напряжённость экспрессии, склонность к резким эмоциональным контрастам, что Б. В. Асафьев охарактеризовал словами "повышенная эмоциональная температура". Источником душевной встревоженности и беспокойства у М. было смутное предчувствие назревающих социальных перемен. На экземпляре фп. пьесы "Отрывок из трагедии" (1904) рукой автора написано: "предчувствие революции". Вместе с тем творчеству М. присущи специфич. черты, определившие его своеобразное место в музыке 20 в. Романтич. взволнованность и острота лирич. чувства соединяются у него с суровым, сосредоточенным интеллектуализмом. Стремление к рационалистич. строгости и углублённости выражения было воспринято М. отчасти от Танеева. Но круг образов и настроений метнеровского творчества более ограничен и субъективен, отмечен печатью интимной камерности; с другой стороны, в нём нет той непосредств. общительности, открытости чувства, к-рая определила исключит. популярность и широту воздействия музыки Рахманинова композитора, во многом близкого М. и связанного с ним долголетней дружбой.
Сочетание классич. и романтич. традиций у М. часто давало повод сравнивать его с И. Брамсом (современники называли М. "русским Брамсом"). Он стремился опираться в своём творчестве на наследие В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Р. Вагнера. Резко отрицательно относился к новым течениям в музыке 20 в. Р. Штраус, по его словам, стоял "на последней черте музыки". Свой взгляд на судьбу музыки в совр. мире М. изложил в кн. "Муза и мода" (1935). Справедливо обличая явления духовного распада и оскудения в новейшем буржуазном иск-ве, указывая на утрату им своего высокого идейного и нравственно-воспит. значения, М. не видел здоровых, позитивных начал, к-рые могли бы противостоять этому "модернистическому хаосу". Это привело его к пессимистич. выводу о гибели музыки. Демонстративное отстранение от всех новых исканий было причиной его творч. одиночества, особенно остро ощущавшегося композитором в последний период жизни.
Несмотря на традиционализм, М. обладал очень определённой индивидуальной манерой муз. письма. Осн. стилистич. принцип его творчества заключался, по собств. определению композитора, в "сложности согласований" при простоте отд. элементов. Так, оставаясь в рамках тональной гармонии, он усложняет последования аккордов, допускает неожиданные сдвиги и отклонения. Сложность, изощрённость мелодии, высокая степень полифонизации фактуры придают его музыке характер "графичностн", преобладания рисунка над колоритом. В этом отношении М. связан с неоклассич. тенденциями, возникающими как реакция против красочных излишеств позднего романтизма и импрессионизма. М. не была чужда простая, безыскусств. мелодичность, иногда близкая интонационному строю рус. нар. песни. Но в ходе развития подобные мелодич. построения "обвиваются" у него сложной сетью фигурации и как бы растворяются в сплетении орнамент, линий.
Излюбленными жанрами фп. творчества М. являются соната и сказка. Его 13 сонат очень разнообразны по форме и характеру музыки. М. свободно трактует сонатный цикл, отступая от обычного для классич. сонаты количества и расположения частей. В целом он следовал определившейся уже у романтиков тенденции к взаимопроникновению отд. элементов цикла и непрерывности развития. Полный 4-частный цикл содержит только соната f-moll op. 5 (самая ранняя). В остальных случаях число частей сокращается, разветвлённая система мотивно-тематич. связей (как в большой сонате e-moll op. 25 No 2) способствует их тесному сближению. Нек-рые сонаты имеют особые заголовки, связанные с образным строем музыки или жанровым характером произведений ("Соната-элегия". "Соната-сказка", "Соната-баллада", "Соната-воспоминание", "Грозовая соната"). Широтой масштабов и драм. образностью музыки отличаются сонаты g-moll op. 22, e-moll op. 25. Поэтич. комментарием ко второй из них служит стихотворение Ф. И. Тютчева "О чём ты воешь, ветр ночной", взятое композитором в качестве эпиграфа. Известное сходство с нею есть в "Грозовой сонате" f-moll op. 53, к-рую M. назвал "самым современным" из своих соч., "ибо в ней отражается грозовая атмосфера современных событий" (из письма к А. А. и Е. В. Сванам от 9 авг. 1933). К другому типу относятся сжатые, лаконичные одночастные сонаты преим. лирич. характера ("Сонатная триада" ор. 11, "Соната-воспоминание" из 1-го цикла "Забытые мотивы" ор. 38). Родственны им но характеру небольшие и сравнительно простые по изложению 2и 3-частные сонаты типа сонатины ("Соната-сказка" c-moll op. 25 No 1, "Соната-идиллия" C-dur op. 56). В сказках лирич. начало соединяется с эпическиповествовательным, порой драматическим. Нек-рые из них имеют программные заголовки ("Сказка эльфов" ор. 48, "Сказка о птицах", "Шарманщик", "Нищий" из серии ор. 54). Иногда их замысел навеян произведениями классич. лит-ры или драматургии ("Песнь Офелии" ор. 14 No 1, "Лир в степи" ор. 35 No 4). Но программный элемент выражен обычно в самой общей форме и не получает детального выражения в музыке. В основном это лирич. повествования. Кроме сказок, М. принадлежат разнообразные по настроению лирико-характеристич. пьесы романтич. типа, часть к-рых объединена в три цикла "Забытые мотивы".
Концерты М., проникнутые взволнованным драматич. пафосом (особенно 1-й, c-moll op. 33), обнаруживают известное влияние рахманиновского монумент, пианизма, но им не достаёт симф. широты и напряжённости развития, манера фп. письма порой слишком детализирована.
В романсах М. отразились нек-рые характерные тенденции камерной вок. музыки нач. 20 в.: большое внимание к передаче декламационных оттенков текста, усиление роли фп. партии. М. требовательно подходил к отбору поэтич. текстов. Его любимыми поэтами были А. С. Пушкин (32 романса), Ф. И. Тютчев (15 романсов), И. В. Гёте (30 романсов). Им написан также ряд романсов на сл. М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, Г. Гейне. И. Эйхендорфа и др. Среди лучших романсов -"Бессонница" (сл. Тютчева), "Похоронная песня", "Цветок засохший" (сл. Пушкина), в к-рых композитору удалось найти верные средства для воплощения поэтич. содержания. Вместе с тем чрезмерная детализация в передаче текста порой приводит к нек-рой искусственности вок. декламации, фп. партия бывает слишком перегружена.
Сочинения: для фп. с орк. 3 концерта (c-moll, op. 33, 1914-17; c-moll, op. 50, 1927; Концерт-баллада, e-moll, op. 60, 1943); камерно-инстр. ансамбли фп. квинтет C-dur (1904-49); для фп. Восемь картин настроений, ор. l (1896-97), Три фантастические импровизации, ор, 2 (1896 1900), 4 пьесы, ор. 4 (1897-1902), соната f-moll, op. 5 (1903), 3 арабески, op. 7 (1904), 2 сказки, op. 8 (1905), 3 сказки, op. 9 (1904-06), 3 дифирамба, op. 10 (1898-1906), Сонатная триада, ор. 11 (No 1, As-dur, 1904-06; No 2, Соната-элегия, d-moll, 1907; No 3, C-dur, 1908), 2 сказки, op. 14 (1906-07), 3 новеллы, ор. 17 (1908), 2 сказки, op. 20 (1909), соната g-moll, op. 22 (1909-10), 2 сонаты, op. 25 (No 1, Соната-сказка, c-moll, 1910-11; No 2, e-moll, 1911), 4 сказки, op. 26 (1912), Соната-баллада, Fis-dur, op. 27 (1912-14), соната a-moll, op. 30 (1914-15), 3 пьесы, op. 31 (1914-15), 4 сказки, op. 34 (1916), 4 сказки, op. 35 (1916-1917), Забытые мотивы (цикл 1, op. 38; цикл 2, op. 39; цикл 3, op. 40; 1918-20), 3 сказки, op. 42 (1921-23), Вторая импровизация (в форме вариаций), ор. 47 (1926), 2 сказки, ор. 48 (1926), Три гимна труду, ор. 49 (1926-27), 6 сказок, ор. 51 (1928), Романтическая соната, b-moll, op. 53, No 1 (1931-32), Грозовая соната, f-moll, op. 53, No 2 (1931-32), Романтические эскизы для юношества, ор. 54 (1932), Тема с вариациями, ор. 55 (1933), Соната-идиллия, C-dur, op. 56 (1937), 2 элегии, op. 59 (1938, изд. 1953); для скр. и фп. -3 сонаты (h-moll, op. 21, 1909-10; G-dur, op. 44, 1926; Эпическая, e-moll, op. 57, 1938), 3 ноктюрна, op. 16 (1908), 2 канцоны с танцами, ор. 43 (1924); для голоса с фп. 3 романса, ор. 3 (1903), 9 песен B. Гёте, ор. 6 (1904-05), 3 стихотворения Г. Гейне, ор. 12 (1907 1908), 12 песен Гёте, ор. 15 (1907-08), 6 стихотворений Гёте, ор. 18 (1908-09), 3 стихотворения Ф. Ницше, ор. 19, 2 стихотворения Ницше, ор. 19-а (1908-09), 8 стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, ор. 24 (1911), 7 стихотворений Фета, В. Я. Брюсова и Тютчева, ор. 28 (1913-14), 7 стихотворений А. С. Пушкина, ор. 29 (1913), 6 стихотворений Пушкина, ор. 36 (1918), 5 стихотворений Тютчева и Фета, ор. 37 (1918), Соната-вокализ, ор. 41, No 1 (1922-23), Сюита-вокализ, op. 41, No 2 (1926), 4 стихотворения Пушкина и Тютчева, ор. 45 (1923-24), 7 песен, ор. 46 (1925-26), 7 песен на стихотворения Пушкина, ор. 52 (1929-30), 8 песен, ор. 61 (вероятно 40-е гг.).Собр. соч., т. 1-12, М., 1959-63.
Литературные сочинения и письма: Муза и мода, Париж, 1935; C. В. Рахманинов, в сб.: Памяти С. В. Рахманинова, Нью-Йорк, 1946; то же, в кн.: Воспоминания о Рахманинове, (т.) 2, М., 1962, 1974; Повседневная работа пианиста и композитора, М., 1963; Письма, сост. и ред. З. А. Апетян, М., 1973.Литература: Мясковский H., H. Метнер. Впечатления от его творческого облика, "Музыка", 1913, No 119; то же, в кн.: Н. Я. Мясковский. Собрание материалов, т. 2, М., 1964; Игорь Глебов, (Асафьев Б. В.), Стихотворения в современной музыке. I. Романсы Метнера на стихотворения Пушкина, в кн.: Орфей, кн. 1, П., 1922; его же, Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968, с. 83-85, 246-51; Яковлев В., Н. К. Метнер, М., 1927; Зетель И. З., Н. К. Метнер, в сб.: Научно-методические записи Уральской консерватории, вып. 2, Свердловск, 1959; История русской музыки, под ред. Н. В. Туманиной, т. 3, М., 1960, с. 293-317; Hейгауз С., Современник Скрябина и Рахманинова, "СМ", 1961, No 11; Васильев П., Фортепьянные сонаты Метнера, М., 1962; Долинская Е., Николай Метнер, М., 1966; Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965, с. 262-67; Энгель Ю. Д., Глазами современника. Избр. статьи о русской музыке. 1890-1918, М., 1971, с. 119, 142-43, 177-79, 240-42, 300, 307-09, 319-22, 370-72, 435-36; Из воспоминаний о Н. К. Метнере, "СМ", 1972, No 7; Nеwman E., N. Medtner, "Musical Times", 1915, No 1; Swan A. J., Medtner and the music of our time, "Music and Letters", 1927, No 1, Holt R., Medtner and his music, L., 1948; его же, Das Leben Nikolai Medtners, в сб.: Musik des Osten, (Bd), 4, Kassel, u. a., 1967; N. Medtner (1879-1951). Tribute to his art and personality, L., (1955); Pinsonneault В., N. Medtner, pianiste, compositeur. 1879-1951, Montrйal, 1956.Ю. В. Келдыш.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 515 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |