Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - метротектонизм

 

Метротектонизм

метротектонизм метротектонический анализ, теория муз. формы и метод её анализа, принадлежащие Г. Э. Конюсу. Согласно М., в любом муз. произведении налицо строгие пропорции, образующие его тектонику (строение) и представляющие собой распространение действия тактового метра на более крупные части формы, называемые тактами высшего порядка. Последние, как правило, не остаются неизменными по величине, но подчинены закону равновесия, согласно к-рому любому построению (такту высшего порядка), находящемуся в 1-й половине произведения, соответствует построение той же величины (но необязательно сходное по муз. материалу) во 2-й половине. Иногда вне схемы равновесия остаются заключит. такты ("шпиль" здания, по Конюсу). Иногда же форма не имеет единой схемы равновесия, а делится на части, в каждой из к-рых такая схема обнаруживается ("многострофность"). Такт высшего порядка (как и простой такт, понятие к-рого несколько модифицируется Конюсом) является не синтаксически-смысловой, а конструктивно-метрич.

единицей подобно стопе, стиху, строфе в поэзии (в отличие от слова, фразы). Исходя из этого, Конюс говорил о двойственности муз. формы, о существовании в ней различных слоев ("скелета" и "покрова"). Это положение Конюса содержит рациональный элемент, однако в целом теория и метод М. несостоятельны, ибо, согласно данным муз. психологии, восприятие строгих метрич.

пропорций не распространяется на соотношение крупных частей формы, ограничиваясь более низким (синтаксическим) масштабным уровнем. На практике метротектонич. анализ обычно связан с натяжками: ради получения схемы равновесия приносятся в жертву реальные муз. соотношения, в частности нередко неестественное (противоречащее смыслу музыки) членение произв.

на основании того или иного произвольно выделенного признака объявляется конструктивным. Самих же схем равновесия так много, что можно искусственно подвести строение любого произв. под какую-либо из них, что свидетельствует лишь о проявлении законов теории вероятностей, а не специфики муз. формы. Тем не менее во мн. конкретных случаях метротектонич.

анализ раскрывает строгие пропорции, действительно существующие в муз. произв., и позволяет увидеть новые стороны муз. форм и их типов. Напр., принадлежащая Конюсу метротектонич. схема Adagio из 1-й фп. сонаты Бетховена неожиданно обнаруживает в трёхчастной (с большой кодой) форме черты сонаты без разработки:

Литература: Конюс Г.

Э., Критика традиционной теории в области музыкальной формы, М., 1932; его же, Метротектоническое исследование музыкальной формы, М., 1933; Рыжкин И., Mазель Л., Очерчи по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М.-Л., 1939; Г. Э. Конюс. Статьи, материалы, воспоминания. (К 100-летию со дня рождения). Сб., М., 1965.

Л. А. Мазель. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины