Музыкальная энциклопедия - палечек й.
Связанные словари
Палечек й.
(Palecek) Йосеф (Осип Осипович, Иосиф Иосифович) (6 (18) IX 1842, Естржаби-Лота, близ г. Колин, Чехия 11(24) II 1915, Петроград) чеш. и рус. певец (бас), педагог, режиссёр. По национальности чех. Обучался в Пражской органной школе, брал уроки пения в Праге у проф. Ф. Пиводы, участвовал в хоре чеш. оперной труппы Временного т-ра. В 1864 дебютировал в Пражской чеш.
опере (Зорастро в "Волшебной флейте"), став вскоре одним из ведущих солистов труппы, соратником Б. Сметаны в создании нац. оперы. Среди партий Кецал ("Проданная невеста"), Мефистофель; Кардинал ("Дочь кардинала" Галеви), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи); с особым успехом выступал в пражских премьерах опер М.
И. Глинки, прошедших под рук. М. А. Балакирева (партии Иван Сусанин (1866) и Фарлаф (1867)). В 1869 гастролировал в России, пел в оперных спектаклях, выступал в концертах с певицей Г. Роубаловой и скрипачом Ф. Лаубом. По совету Балакирева дебютировал в 1870 на сцене Мариинского т-ра в партии Мефистофеля, был принят в состав труппы и поселился в России.
Обладал яркими вок. данными, тонким чувством стиля. В числе партий Гудал, Калашников ("Демон", "Купец Калашников" Рубинштейна), Генрих Птицелов, Вальтер ("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Амонасро; Сен-Бри, Бертрам ("Гугеноты", "Роберт-Дьявол"), Лепорелло; Каспар ("Вольный стрелок"), Бенно ("Фра-Дьяволо"). На протяжении ряда лет регулярно гастролировал (в летние месяцы) в Одесском оперном т-ре.
Оставив сцену в 1882, П. работал репетитором вокалистов и руководителем хора Мариинского т-ра; позже был режиссёром, ближайшим сотрудником Э. Ф. Направника. Осуществил первые пост. опер: "Иоланта" (1892); "Млада" (1892) и "Сервилия" (1902) Римского-Корсакова, "Орестея" Танеева (1895), "Капитанская дочка" Кюи (1911), возобновил пост.опер "Князь Игорь", "Пиковая дама", "Ночь перед Рождеством" и др. Ставил также оперные спектакли в Большом зале Петерб. консерватории, Эрмитажном т-ре, Муз.-драм. кружке. П. внёс значит. вклад в разработку принципов реалистич. оперной режиссуры, обращая особое внимание на решение массовых сцен и мизансцен. С 1888 преподавал в Петерб. консерватории сценич.
подготовку (зав. оперным классом), с 1912 профессор. Автор оперных либретто, в т.ч. "Франчески да Римини" Направника (совм. с Е. П. Пономарёвым).Литература: М. И(ванов) И. И. Палечек, "ЕИТ", Сезон 1894-1895 гг., СПБ, 1896; Ник. Ф(индейзен), 35-летний юбилей О. О. Палечека (1870-1905), "РМГ", 1905, No 18; Tимофеев Г., Памяти И. И. Палечека, "Речь", 1915, 13 февр.; Zе1еnэ V. V., J. Palecкk, "Divadelnн listy", 1881, NiNo 2; R1acek V., Celkovэ zivotopis, "Dalibor", 1913, No 35; Nejedlэ Zd., Za Josйfem Paleckom, "Smetana", 1915, No 93/94.M. M. Яковлев. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 515 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |