Музыкальная энциклопедия - пентатоника
Связанные словари
Пентатоника
Бесполутоновая П. известна и под др. названиями: натуральная (А. С. Оголевец), чистая (X. Риман), ангемитонная, целотоновая; протодиатоника (Г. Л. Катуар), трихордная система (А. Д. Кастальский), гамма "эпохи кварты" (П. П. Сокальский), китайская гамма, шотландская гамма. Этот осн. тип П. (термин "П." без спец. добавлений обозначает обычно бесполутоновую П.) представляет собой 5-ступенную систему, все звуки к-рой могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями звукорядов этой П. заключены только два вида интервалов б. секунда и м. терция. Для П. характерны бесполутоновые трёхступенные попевки трихорды (м. терция + б. секунда, напр. е-g-а). В связи с отсутствием полутонов в П. не могут образоваться острые ладовые тяготения. Звукоряд П. не выявляет определённого тонального центра. Поэтому функции гл. тона может выполнять любой из пяти звуков; отсюда пять разл. вариантов звукоряда П. одного и того же звукового состава:
Бесполутоновая П. одна из закономерных стадий развития муз. мышления (см. Звуковая система). Поэтому П. (или её рудименты) встречается в древнейших пластах муз. фольклора самых разл. народов (в т. ч. и у народов Зап. Европы, см. книгу X. Мозера и Й. Мюллера-Блаттау, с. 15). Однако особенно характерна П. для музыки стран Востока (Китай, Вьетнам), а в СССР для татар, башкир, бурятов и др.
До Ньуан (Вьетнам). Песня "Далёкий поход" (начало).
Элементы пентатонного мышления свойственны и древнейшим рус., укр., белорус. нар. песням:
Из сборника А. Рубца "100 украинских народных песен".
Типичные для П. трихорды в рус. нар. песне часто завуалированы простейшим мелодич. орнаментом, поступенным движением (напр., в песне "Не было ветру" из сб. М. А. Балакирева). Остатки П. заметны в самых старинных образцах ср.-век. хорала (напр., характерные интонац. формулы с-d-f в дорийском, d-е-g и е-g-а во фригийском, g-а-с в миксолидийском ладах). Однако вплоть до 19 в. П. как система была неактуальной для европ. проф. музыки. Внимание к нар. музыке, интерес к ладовому колориту и гармонич. характерности в эпоху после венских классиков вызвали к жизни появление ярких образцов П. как спец. выразит. средства (кит. мелодия в музыке К. Вебера к шиллеровской обработке пьесы "Турандот" К. Гоцци; в произв. А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, Э. Грига, К. Дебюсси). П. часто используется для выражения безмятежности, отсутствия страстей:
А. П. Бородин. Романс "Спящая княжна" (начало).
Порой она служит для воспроизведения звука колоколов у Римского-Корсакова, Дебюсси. Иногда П. используется и в аккордике ("свёртывается" в неполный пентаккорд):
М. П. Мусоргский. "Борис Годунов". Действие III.
В дошедших до нас образцах нар. песни, а также в проф. творчестве П. обычно опирается на мажорную (см. А в примере на колонке 234) или минорную (см. Д в том же примере) основу, причём вследствие лёгкости смещения устоя от одного тона к другому часто образуется параллельно-переменный лад, напр.
Прочие типы П. представляют собой её разновидности.
Полутоновая (гемитонная; также дитоническая) П. встречается в нар. музыке нек-рых стран Востока (X. Хусман указывает на инд. мелодии, а также на индонезийские, японские). Структура звукоряда полутоновой П. , напр. одна из гамм слендро (Ява).
Смешанная П. объединяет признаки тоновой и бесполутоновой (Хусман упоминает мелодии одного из народов Конго). Напр.,
.
Темперированная П. (но не равномерно-темперированная; термин условен) индонезийский звукоряд слендро, где октава делится на 5 ступеней, не совпадающих ни с тонами, ни с полутонами. Напр., настройка одного из яванских гамеланов (в полутонах) такова: 2,51-2,33-2,32-2,36-2,48 (1/5 октавы 2,40).
Первое дошедшее до нас теоретич. объяснение П. принадлежит учёным Др. Китая (датируется, вероятно, 1-й пол. 1-го тысячелетия до н. э.). В рамках акустич. системы "люй" (12 звуков по чистым квинтам, разработана ещё при династии Чжоу) сведённые в одну октаву 5 соседних звуков давали бесполутоновую П. во всех пяти её разновидностях. Помимо математич. обоснования лада П. (наиболее древний памятник трактат "Гуаньцзы", приписываемый Гуань Чжуну, 7 в. до н. э.), была разработана сложная символика ступеней П., где пяти звукам соответствовали 5 стихий, 5 вкусов; помимо того, тон "гун" (с) символизировал правителя, "шан" (d) чиновников, "цзюе" (е) народ, "чжи" (g) деяния, "юй" (а) вещи.
Интерес к П. возродился в 19 в. А. Н. Серов считал П. принадлежностью вост. музыки и трактовал как диатонику с пропуском двух ступеней. П. П. Сокальский впервые показал роль П. в рус. нар. песне и подчеркнул самостоятельность П. как типа муз. системы. С позиций стадиальной концепции он связал П. с "эпохой кварты" (что верно лишь отчасти). А. С. Фаминцын, предвосхитив идеи Б. Бартока и З. Кодая, впервые указал, что П. составляет древний слой нар. музыки Европы; под полутоновыми наслоениями он обнаружил П. и в рус. песне. К. В. Квитка на основе новых фактов и теоретич. предпосылок выступил с критикой теории Сокальского (в частности, сведения "эпохи кварты" к трихордам П., а также его схемы "трёх эпох" кварты, квинты, терции) и уточнил теорию пентатоники А. С. Оголевец, исходя из стадиальной концепции, считал, что П. в скрытом виде существует и в более развитой муз. системе и является своего рода "скелетом" ладовой организации в диатонике и в генетически позднейших типах муз. мышления. И.В.Способин отметил влияние П. на образование одного из видов нетерцовых гармоний (см. пример в конце полосы 235). Я.М. Гиршман, разработав обстоятельную теорию П. и исследовав её бытование в тат. музыке, осветил историю теоретич. осмысления П. В зарубежном музыкознании 20 в. также накоплен богатый материал о разл. типах П. (помимо бесполутоновой).
Литература: Серов А. Н., Русская народная песня, как предмет науки, "Музыкальный сезон", 1869-71, то же, в кн.: Избр. статьи, т. 1, М. Л., 1950; Сокальский П. П., Китайская гамма в русской народной музыке, "Музыкальное обозрение", 1886, 10 апр., 1 мая, 8 мая; его же, Русская народная музыка..., Хар., 1888; Фаминцын А. С., Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе, "Баян", 1888-89, то же, СПБ, 1889; Петр В. П., О мелодическом складе арийской песни, "РМГ", 1897-98, отд. изд., СПБ, 1899; Никольский Н., Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья, "Труды музыкально-этнографического отделения Казанской Высшей музыкальной школы", вып. 1, Каз., 1920; Кастальский А. Д., Особенности народно-русской музыкальной системы, М. П., 1923; Квитка К., Первiене тоноряди, "Первiене громодянство, та його пережитки на Укpaпнi, вип. 3, Kипb, 1926 (рус. пер. Первобытные звукоряды, в его кн.: Избр. труды, т. 1, М., 1971); его же, Ангемiтонiчнi примiтиви i теорiя Сокальського, "Етнографiчний вiсник Украпнськоп Ак. Наук", кн. 6, Кипв, 1928 (рус. пер. Ангемитонные примитивы и теория Сокальского, в его кн.: Избр. труды, т. 1,М., 1971); его же, La systиme anhйmitonigue pentatonique chez les peuples Slaves, в кн.: Pamietnik II zjazdu slowianskich geografуw i etnografуw w Polsce, w. r. 1927, t. 2, Кr., 1930 (рус. пер. Пентатоника у славянских народов, в его кн.: Избр. труды, т. 1, М., 1971); его же, Этнографическое распространение пентатоники в Советском Союзе, Избр. труды, т. 2, М., 1973; Козлов И. A., Пятизвучные бесполутонные гаммы в татарской и башкирской народной музыке и их музыкально-теоретический анализ, "Изв. общества археологии, истории и этнографии при Казанском Гос. университете", 1928, т. 34, вып. 1-2; Оголевец А. С., Введение в современное музыкальное мышление, М. Л., 1946; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М. Л., 1951, 1973; Гиршман Я. М., Пентатоника и ее развитие в татарской музыке, М., 1960; Айзенштадт A., Музыкальный фольклор народности Нижнего Приамурья, в сб.: Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири, М., 1966; Музыкальная эстетика стран Востока, под ред. В. П. Шестакова, М., 1967; Гомон A., Комментарий к напевам папуасов, в кн.: На берегу Маклая, М., 1975; Ambrоs A. W., Geschichte der Musik, Bd 1, Breslau, 1862; He1mhо1tz H., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863 (рус. пер.: Гельмгольц Г. Л. P., Учение о слуховых ощущениях..., СПБ, 1875); Riemann H., Folkloristische Tonalitдtsstudien. Pentatonik und tetrachordale Melodik..., Lpz., 1916; Кunst J., Music in Java, v. 1-2, The Hague, 1949; MсRhee C., The Five-tone gamelan music of Bali, "MQ", 1949, v. 35, No 2; Winnington-Ingram R. P., The pentatonic tuning of the Greek lyre.., "The classical Quarterly", 1956 v. 6, No 3-4; Wiоra W., Дlter als die Pentatonik, в кн.: Studia memoria Belae Bбrtуk sacra, Bdpst, 1957; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, В., 1961; Yang Yin-liu, Zur gleichzeitigen Existenz pentatonischer und heptatonischer Leitern in der chinesischen Musik, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1964, No 6; Moser H., Mьller-B1attau J., Deutsche Lieder des Mittelalters..., Stuttg., 1968.Ю. H. Холопов.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |