Музыкальная энциклопедия - платон
Связанные словари
Платон
платон (Platon) Афинский (428 (или 427) 348 (или 327) до н. э.) др.-греч. философ, основатель др.-греч. философского идеализма. Ряд его произв. ("Государство", "Законы", "Тимей", "Пир", "Филеб" и др.) содержит исследования муз.-эстетич. и муз.-теоретич. проблем. Сторонник древнего синкретизма иск-в. П. выступал против их возрастающей дифференциации. Поэтому П. отрицательно относился ко мн. проявлениям современной ему муз. практики: инстр. музыке как самостоятельному жанру, модернизации струн. инструментов, становлению многоголосия, считал также невозможным применение ладовых организаций с делением тона на мелкие части и т.д. Большое значение придавал муз. воспитанию как важнейшему средству формирования нравств. дисциплины. П. развил муз.-космологич. и муз. числовую теорию пифагорейцев (см. Пифагор С.). Свои муз.-теоретич. воззрения часто облекал в образно-поэтич. форму (для понимания его взглядов большое значение имеют позднейшие комментарии к его диалогам Плутарха, Халкидия, Прокла, Теона Смирнского и др.). П. оказал большое влияние на муз. эстетику античности и средневековья.Издания: Сочинения Платона, переведенные и объясненные проф. В. Н. Карповым, ч. 1-6, СПБ, 1863-79; Piatonis dialogi, hrsg. von Hermann-Wohlrab, Bd 1-6, Lpz., 19211927; OEuvres complйtes, v. 1-10, 13, P., 1921-41; Античная музыкальная эстетика, вступ. очерк и собр. Текстов A. Ф. Лосева, М., 1960; Соч., т. 1-3, под ред. А. Ф. Лосева и B. Ф. Асмуса, М., 1968-72.Литература: Малеванский Г., Музыкальная и астрономическая система Платона в связи с другими системами древности, "Труды Киевской духовной Академии", 1883, вып. 2, с. 278-313; Шостьин A., Нравственно-воспитательное значение музыки по воззрениям Платона и Аристотеля, "Богословский вестник", 1898, No 2, с. 48-74; Лосев А. Ф., Античный космос и современная наука, М., 1927; его же, Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История античной эстетики. (Софисты. Сократ. Платон), М., 1969; Герцман E., Основные исторические этапы эволюции античного ладового мышления. Научно-методич. записки Дальневост. ин-та иск-в, Владивосток, 1975, с. 3-13; Piatonis Timaeus interpr. Chalcidio cum eiusdem commentario, ed. by J. Wrobel, Lpz., 1876; Theonis Smyrnaei Expositio rerum matematicorum ad legendum Platonem utilium, ed. by E. Hiller, Lpz., 1878; Teonos Smornaioy Platonikou, Periton katт tт matnmatikтn xrnsimon eis ten Platonos anagnosin a-e', traduite pour la l-erй fois du grec en franзais par J. Dupuis, P., 1892; Mоntargis F., De Platone musico, P., 1886; Regner J., Platos Musiktheorie, Halle, 1924 (Diss.); Tiby О., Note musicologiche al Timeo di Platone, "Dioniso", 1949, No 12, p. 33-55; Kucharski P., La musique et la conception du rйel dans le Philйbe, "Revue de philosophie", 1951, No 41, p. 39-59; Ahlvers A., Zahl und Klang bei Platon, Bern Stuttg., 1952; Sсhuhl P. M., Platon et la musique de son temps, "Revue internationale de philosophie", 1955, No 32, fasc. 2, p. 276-87; Moutsopoulos E., La musique dans l'oeuvre de Platon, P., 1959; Sack E., Piatons Musikдsthetik, Stuttg., 1959; Arnоux G., Musique platonicienne. Ame du monde, P., 1960; Riсhter L., Zur Wissenschaftslehre von der Musik bei Platon und Aristoteles, В., 1961; Rrосlus, Commentarie sur la Timeй, trad. et notes par A. J. Festugiere, t. 1, P., 1966.E. В. Герцман.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 515 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |