Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - плещеев а. а.

 

Плещеев а. а.

плещеев а. а. Александр Алексеевич (5 (16) VI 1778 10 (22) III 1862, вероятно, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре) рус. композитор, виолончелист, поэт, драматург. Родственник поэта B. А. Жуковского и историка H. M. Карамзина (последний посв. родителям П. свои "Письма русского путешественника"). В 1799-1817 жил в своём родовом имении Черни, близ Белёва Орловской губ. Содержал крепостной оркестр и т-р, где ставил свои пьесы и оперы, выступал как актёр. Страстный меломан, он устраивал домашние муз. вечера (выступал как виолончелист).

С 1817 нек-рое время жил в Петербурге. Был членом лит. кружка "Арзамас", в 1818 служил в Дирекции имп. т-ров, в 1819-20 заведовал придв. труппой, затем состоял чтецом имп. Марии Фёдоровны. П. создатель первых рус. вок. баллад ("Светлана" на сл. Жуковского, исп. с оркестром на домашнем муз. вечере у П. в 1814 в Черни). Среди его соч. выделяется сб. "Баллады и романсы В.

А. Жуковского, положенные на музыку для фортепьяно А. А. Плещеевым" (1-2 ч., 1832, Петербург). Писал романсы также на сл. Г. Р. Державина, П. А. Вяземского, И. А. Крылова, А. А. Бестужева-Марлинского. Автор опер "Тюремкин" (на собств. либр., 1816, Орёл), "Принужденная женитьба" (на собств. либр., по комедии "Брак поневоле" Мольера, 1819, Большой т-р, Петербург; ошибочно приписывалась В. И. Морковым, а за ним В. В. Стасовым C. Н. Титову), "Аника и Парамон" (куплеты правил A. С. Пушкин, соч. до 1821). По утверждению Карамзина П. принадлежит музыка к анакреонтич. опере с хорами и балетами "Клорида и Милон" (текст B. В. Капниста, 1800, Каменный т-р, Петербург), обычно приписываемой Е. И. Фомину. Сочинил музыку к комедии-водевилю H. H. Гордеева "Нечаянные женихи" (1837, Петербург).

Литература: "Друг россиян и их единоплеменников обоего пола или Орловский Российский журнал на 1816", 1816, No 5, с. 91; Зейдлиц К., Жизнь и поэзия В. А. Жуковского, СПБ, 1883, с. 44-45; Прокофьев Вс., Из истории русского просвещённого музыкального дилетантизма, в сб.: De Musica, вып. 3, Л., 1927, с. 101-02; Васина-Гроссман В., Русский классический романс XIX в., М., 1956, с. 14, 19-20, 32; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2, М., 1957, с. 115-16; Глумов А. Н. и Доброхотов Б. В., Александр Плещеев, в сб.: Музыкальное наследство, т. 4, М., 1976, с. 28-72.

И. М. Ямпольский. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины