Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - полигармония

 

Полигармония

полигармония (от греч. polus многий, обширный и гармония) звуковысотная структура, объединяющая в одновременности в качестве своих компонентов не отд. тоны, а целые комплексы аккорды, созвучия, их группы. П. -частный и особый вид гармонии (к-рая предполагает объединение отд. тонов и не исключает объединения групп). Понятию П. близок полиаккорд; разница в том, что под категорию П. подходят не только собственно полиаккорды, но также и такие комплексные (составные) структуры, части к-рых могут быть не аккордами, а гармонич. единствами иного рода. Общее наименование частей П. (как полиструктуры) независимо от того, будут ли они сами по себе аккордами, группами, гармонич. полями, субструктуры. Обычно одна из субструктур является ядром (основой) П., а её осн. тон пронизывает звучание целого (в нотном примере это нижний слой с осн. тоном fis). Вместе с тем каждая из субструктур обладает и относит. самостоятельностью выразительной и конструктивной.

С. С. Прокофьев. 6-я соната для фп., часть I.

Выразительные свойства П. зависят от данного комплекса субструктур и их взаимодействия. Однако выразительность П. не является результатом механич. суммирования выразительности субструктур. Подобно тому, как гл. качество интервала с = е его мажорно-терцовый характер полностью отсутствует в звучании каждого из составляющих его тонов (с, е), гл. качество П. отсутствует в каждой из составляющих его частей и образуется лишь при их созвучании. Неправомерно истолковывать П. как проявление т.н. "линеаризма", т.е. созвучания гармонически несогласованных друг с другом пластов; в подлинном иск-ве П. всегда основывается на согласовании, но только оно осуществляется здесь на диссонантной основе (со специфич. для неё выразит. и конструктивными свойствами). Стимул, порождающий П., полиаккордику, использование многозвучных диссонансных вертикалей, требующих для поддержания функциональной ясности каждого из многочисл. тонов группировки их в субструктуры, т.е. разделения целого на полигармонич. слои.

Как художеств. явление П. и полиаккордика намечаются в многослойности гармонич. ткани, особенно в музыке 19 в. (гл. обр. благодаря сочетаниям аккордов с органными пунктами и ostinato, a также в сложных наложениях развитого голосоведения). В музыке 20 в. П. широко распространена как одно из проявлений свободного использования художеств. возможностей диссонанса.

Из зап.-европ. теоретиков в числе первых проблемой П. занимался Г. Эрпф (1927), термин "П." фигурирует в книге Г. Коуэлла "New musical resources" ("Новые музыкальные средства", 1930). В рус. музыкознании термин "П." ("полигармонические" обороты) применял В. Г. Каратыгин (1916; о "Сарказмах" и "Скифской сюите" С. С. Прокофьева). Описание и теоретич. объяснение П. содержатся в трудах Ю. Н. Тюлина (1959, 1963), Т. Г. Тер-Мартиросяна (1966) и др. сов. теоретиков.

Литература: Каратыгин В. Г., 7-й концерт А. Зилоти, "Речь", 1916, 18 янв.; Tюлин Ю. Н., Учебник гармонии, ч. 2, М., 1959; его же, Современная гармония и ее историческое происхождение, в cб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963, то же, в сб.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып. 1, М., 1967; Слонимский С. М., Симфонии Прокофьева, М.-Л., 1964; Tер-Мартиросян Т. Г., Некоторые особенности гармонии Прокофьева, M.-Л., 1966; Привано И. Г., Хрестоматия по гармонии, ч. 4, М., 1973; Гуляницкая Н. С., Проблема аккорда в современной гармонии: о некоторых англо-американских концепциях, в сб.: Вопросы музыковедения. Труды Гос. музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, вып. 18, М., 1976; Pаисов Ю. И., Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века, М., 1977; Erpf H., Studien zur Harmonieund Klangtechnik der neueren Musik, Lpz., 1927; Cowell H., New musical resources, N. Y.-L., 1930, 1969; Sikоrski K., Harmonia, cz. 3, Kr.,1949; Persichetti V., Twentieth-century harmony, N. Y., (1961); Siegmeister E., Harmony and melody, v. 2, Belmont, 1966; Ulenla L., Contemporary harmony. Romanticism through the twelve-tone row, N. Y.-L., (1966).

Ю. H. Холопов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины