Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - разрешение

 

Разрешение

разрешение спад напряжения при переходе от диссонанса к консонансу, от ладо-гармонич. функциональной неустойчивости (D, S) к устойчивости (Т), от неаккордового звука к аккордовому, а также сам такой переход. Последование состояний напряжения и снятия напряжения физиологически и психологически воспринимается как облегчение, дающее удовлетворение, и связывается с переходом к более приятному, к наслаждению. Отсюда эстетич. значение Р. и соответствующие эстетич. функции звучаний-напряжений и звучаний-Р. (сохраняются и при многообразном их переплетении). Непрерывное волнообразное колебание напряжения и Р. подобно дыханию живого организма, систоле и диастоле. Р. осуществляется определ. приёмами голосоведения (напр., движение вводного тона вверх в приму тоники, неаккордового звука в смежный аккордовый). Особое значение здесь принадлежит ходу на секунду (большую и малую), т.к. он идеально "стирает след" предшествующего звука. Тем не менее в условиях развитого гармонич. мышления возможны Р. и внесекундовым ходом (П. И. Чайковский, "Франческа да Римини", последние такты). Родственно Р., но не тождественно ему колористич. снятие квазидоминантового напряжения (Des7> Des) в ноктюрне Ф. Шопена b-moll op. 9 No 3.

Р. предполагает представление о разрешающем созвучии и ожидание его. Оно наиболее типично для музыки мажорно-минорной системы (становление её с сер. 15 в., господство в 17-19 вв.; многое из неё сохранилось и в 20 в.). Ср.-век. монодии Р. как формообразующий момент чуждо (в ней принципиально избегаются эффекты напряжения и разрядки, без чего Р. недостижимо). В многоголосии категория Р. закрепляется как приём подчинения диссонанса консонансу. Их поляризация, особенно поляризация функциональной устойчивости и неустойчивости, создала условия для действенности Р. и острого его восприятия (ещё Ф. Куперен называл процесс Р. термином "se sauver", букв. спасаться).

Соотношение категорий "напряжение" "разрешение" может быть распространено на построения более крупных масштабов (напр., на неустойчивую середину или разработку и "разрешающую" её напряжение репризу); в этом случае эффект Р. приобретает более широкое значение, оказывая влияние на формообразование. В эпоху романтизма (и в 20 в.) развились новые формы Р. (в частности, неполные Р., а также Р., основывающиеся на к.-л. одной стороне гармонич. напряжения; напр., в мазурке Шопена C-dur op. 24 No 2 выявление разрешающего аккорда осуществляется посредством сопоставления всех трёх трезвучий: Т, D и S, тогда как пары их T и D, T и S его не определяют). В музыке 20 в. новое проявилось, в частности, в нарушении полярности диссонанса и консонанса, вместо чего установилась многоступенная градация диссонантности (теоретически у А. Шёнберга, П. Хиндемита; у последнего "harmonisches Gefдlle" "гармонич. рельеф"). Благодаря сложным (диссонирующим) тоникам оказалось возможным разрешать более сильный диссонанс в менее напряжённый и заменить переход диссонанс консонанс многоступенным переходом от самого сильного диссонанса к самому сильному консонансу, а также вести, напр., звук тонич. примы в аккордовую большую септиму (вопреки традиц. тяготению, см. С. С. Прокофьев, Мимолётности, No 14, такты 24-25), внутрифункционально разрешать тонич. созвучие (Прокофьев, Сарказмы, No 3, последние такты).

Литература: Rohwer J., Das "Ablцsungsprinzip" in der abendlдndischen Musik..., "Zeitschrift fьr Musiktheorie", 1976, H. 1. см. также лит. при статьях Гармония, Диссонанс, Доминанта, Лад, Субдоминанта.

Ю. Н. Холопов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины