Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - шаракан

 

Шаракан

шаракан общее название арм. оригинальных (небиблейских) духовных песен, официально принятых и канонизированных церковью. Ш. иногда называют также сборник, включающий эти песни и имеющий более точное наименование Шаракноц (букв.Гимнарий). Существуют три осн. вида Ш.: древнейшие Ш. псалмодич. или силлабич. склада; более распевные произв. монументального стиля; песнопения, имеющие мелодии большого диапазона, широко распевные, содержащие юбиляции и отвечающие представлению о том, что в науке об арм. ср.-век. зодчестве принято называть "монументально-декоративный стиль". Ш. создавались в эпоху раннего средневековья (до 10 в.) и в 10-15 вв. Различение древних и ср.-век. Ш. сопряжено со значит. трудностями. Данные историографии, касающиеся авторства разл. Ш., подлежат уточнению и, кроме того, охватывают не все песни, заключённые в Шаракноце; при учёте эпохальных признаков стиля конкретного памятника необходимо считаться также с тем, что, с одной стороны, мелодии многих произв. раннего средневековья были переработаны в 12-14 вв., а с др. стороны, поэты-мелоды эпохи зрелого феодализма сочинили немало песнопений на основе лучших образцов, относящихся к 5-10 вв.

В словесных текстах Ш. отражены не только общехристианские идеи и чувства, но и наиболее существ. явления гражданской истории и обществ. жизни арм. народа. Эти тексты, написанные либо свободными стихами без рифмы (гл. обр. в раннем средневековье), либо размеренными стихами с применением рифмы (преим. в период зрелого феодализма), делятся на строфы. Ш. обычно состоит из трёх строф, реже из девяти и большего числа строф. Музыка также подчиняется принципу строфичности. Частности содержания поэтич. текста передавались посредством варьирования ритмоинтонаций и исполнительской нюансировки.

Ш. собирательный термин, возникший в 12 в.; происходит от арм. слова "шарк" (букв. ряд). Первоначально термин "Ш." означал духовную песнь, входящую в тот или иной "ряд" гимнов, собранных впоследствии в Шаракноце. В эти ряды входили произв. трёх родов: кцурд (тропарь), кацэрд (кондак) и канон. Кцурд древнейший вид арм. духовной песни, возникший сразу после изобретения арм. письмен (405). Кцурды были своего рода аналогами греч. тропарей и сирийских мадраше. Авторы развивали этот жанр на основе арм. лит. языка и нар. мелоса; для этого целенаправленно изучались греч. и сирийские образцы жанра. Использовалось языково-стилистич. и мелодич. богатство, веками накопленное в нар. и гусанской музыке. Авторами первых кцурдов были Месроп Маштоц (создатель арм. письмен, с чьим именем связаны песнопения покаяния, исполняемые во время Великого поста), Саак Партев (соратник Маштоца, католикос и учёный-переводчик, сочинивший песнопения на Воскресение Лазаря, на Вербное воскресение и дни Страстной седмицы) и их ученики, в т. ч. основоположник арм. науч. историографии Мовсес Хоренаци. Поначалу кцурды представляли собой небольшие перифразы библейских псалмов, но очень скоро выросли в трёхстрофные гимны. С кон. 6 нач. 7 вв. в арм. духовной музыке разрабатывается жанр кацурда (кондака) многострофного произв. с элементами повествования, написанного с "алфавитным акростихом". Параллельно продолжает развиваться иск-во кцурдов, появляются новые авторы Анания Ширакаци, Саак Дзорапореци и др.; возникает необходимость отбора и систематизации произведений. Барсех Тчон, учёный-музыкант 7 в., составил один из первых сводов оригинальных арм. духовных песен-гимнов "Тчон-ынтир" (букв. отобранный Тчоном). В 8 в. в арм. церк. иск-во вошёл жанр канона, состоящего из восьми или девяти од, посвящённых одному и тому же церк. дню. Известный песнетворец и теоретик музыки того времени Степанос Сюнеци (второй) систематизировал духовные гимны по гласовому принципу. В 9-12 вв. происходило постепенное накопление новых черт в области арм. гимнодии. Её бурное развитие, ознаменовавшееся необычайным обогащением канонизированного собрания гимнов, к-рые уже тогда назывались Ш., связано с именем ср.-век. арм. поэта-мелода Нерсеса Шнорали. В 13 в. значит. вклад в развитие арм. гимнодии внесли поэты-музыканты Вардан Аревелци, Ованес Ерзнкаци и др.; эволюция Шаракноца завершилась в 15 в. В течение последующих веков в условиях разложения ср.-век. арм. культуры в области монодии не было создано ничего принципиально нового; делом первостепенной важности стало сохранение накопленных богатств. В сер. 17 в. благодаря Воскану Вардапету вышел в свет первый печатный Шаракноц с хазами (Амстердам, 1665); позднее он был издан в Константинополе и Эчмиадзине. В 1875 в Вагаршапате был опубл. Нотный Шаракноц (1090 страниц in folio), составленный по записям Н. Ташчяна, выполненным в системе новоармянской безлинейной нотации.

Саак Партев. Шаракан на Воскресение Лазаря (5 в.; переинтонирован в 12 в.). Второй глас.

Ш. как памятники проф. песнетворчества древней и ср.-век. Армении изучаются арменоведами-филологами, литературоведами и музыковедами по Нотному Шаракноцу, старопечатным его изданиям и многочисл. рукописям с хазами. В Матенадаране им. Месропа Маштоца хранится 350 списков Шаракноца, в т. ч. ряд ценнейших кодексов 13-16 вв., а также манускрипт, содержащий единственный дошедший до нас сборник Ш. 12 в.

Литература: Шаракан. Богослужебные каноны и песни армянской восточной церкви (пер. с др.-арм.), М., 1879, 1914; Кушнарёв X., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Абегян М., История древнеармянской литературы, Ер., 1975; Тагмизян Н., Теория музыки в древней Армении, Ер., 1977; на арм. яз. Аветикян Г., Толкование тараканов, Венеция, 1814; Тынтесян Е., Характеристика песнопений св. церкви Армении, Константинополь, 1874, Истанбол, 1933; Аматуни С., Старые и новые апокрифические шараканы, Вагаршапат, 1911; Тагмизян Н., Месроп Маштоц и армянская духовная музыка, "Вестник Матенадарана", т. 7, 1964; его же, Критический обзор древней и средневековой армянской музыки, "Вестник общественных наук АН Армянской ССР", 1970, No 10, 1971, No 1, 5, 9; его же, Нерсес Шнорали как музыкант и композитор, Ер., 1973; его же, Барсех Тчон и расцвет профессионального песнетворчества в Армении в VII в., "Вестник Ереванского университета", 1973, No 1; его же, Два сюникских музыканта под одним именем и "Старейшие гимны на Воскресение", "Эчмиадзин", 1973, No 2; его же, Саак Партев и армянская церковная музыка, там же, 1973, No 8; его же, Мхитар Себастаци и движение обновления в армянском духовном песнетворчестве, "Базмавеп" (Венеция), 1977, No 1-2; его же, Ованес Саркаваг Имастасер и армянская средневековая музыкальная культура, там же, 1979, No 3-4; его же, Мовсес Хоренаци и армянское древнее и раннесредневековое песнетворчество, "Эчмиадзин", 1979, No 5-6; его же, Саак Дзорапореци и шараканы Кресту, там же, 1980, No 11; Nиvе F.-J.-В.-J., Les hymnes funиbres de lEglise armйnienne, traduites sur le texte armйnien du Charagan, Louvain, 1855; его же. De linvocation du Saint-Esprit dans la Liturgie armйnienne, (Hymnes traduites et commentйes...), Louvain, 1862; Laudes et hymni ad SS. Mariae Virginis honorem ex armenorum Breviario excerpta Mechitaristicae Congregationes opera latinitate donate, Venetьs, 1877; Ter-Mikaлlian N., Das armenische Hymnarium, Lpz., 1905.

H. К. Тагмизян.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины