Музыкальная энциклопедия - шарпантье г.
Связанные словари
Шарпантье г.
Признание и славу принесла композитору опера "Луиза" (либр. Ш., на сюжет из жизни парижских рабочих, 1900). Претворяя традиции лирической оперы и веризма, Ш. создал своеобразное муз.-драм. произведение, назвав его "муз. романом", чем подчеркнул своё стремление приблизить оперное иск-во к повседневной правде жизни. Реалистич. тенденции проявились здесь в психологич. раскрытии семейной драмы героев, в социальной характерности персонажей. В музыке правдиво и поэтично воплощены интонации гор. бытовой речи: выкрики разносчиков, разноголосица парижских улиц, радостный гомон нар. празднеств. В вок. и орк. партиях Ш. широко пользуется мотивамихарактеристиками и мотивами-символами. Написанная в 1913 лирич. и феерич. драма "Жюльен" (либр. Ш.; в опере частично использована музыка драм. симфонии "Жизнь поэта") в известной мере автобиографична. Человек демократич. взглядов, Ш. вёл интенсивную муз.-просвет. работу, организовывал массовые нар. муз. празднества, писал для них музыку, пытался создать нар. т-р, основал Нар. консерваторию (1900), названную Ин-том Мими Пенсон (по имени героини из новеллы А. Мюссе).
Сочинения: оперы Луиза (1900, т-р "Опера комик", Париж), Жюльен, или Жизнь поэта (Julien ou la vie du poиte, 1913, Монте-Карло и т-р "Опера комик", Париж); нар. эпопея в трёх вечерах Любовь в предместье, Комедиантка, Трагическая актриса (Amour aux faubourg, Comйdienne, Tragйdienne; не завершена); муз. апофеоз в 6 частях для нар. празднеств Коронование музы (Le couronnement de la muse, 1898, Лилль); для солистов, хора и орк. кантаты Дидона (1887) и К столетию Виктора Гюго (1902), драм. симфония Жизнь поэта (La vie du poиte, 1892), Обманчивые впечатления (Impressions fausses, сл. П. Верлена, 1895); для орк. Три прелюда (1885), сюита Итальянские впечатления (Impressions dItalie, 1890); Серенада Ватто для голоса с орк. (Sйrйnade а Watteau, сл. А. Телье, 1896); для голоса с фп. Цветы зла (сл. Ш. Бодлера, нек-рые с хором, 1895; также для голоса с орк.), Поэмы для пения (Poиmes chantйs, сл. Верлена, К. Моклера, Э. Блемона, Ж. Ванора, 1887-97) и др.Литература: Асафьев Б., Об опере. Избранные статьи, Л., 1976, с. 257-60; Bruneau A., Le muse de Paris et son poиte, в его сб.: Musiques dhier et de demain, P., 1900 (рус. пер. Брюно A., Муза Парижа и ее поэт, в сб.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX начало XX в., сост., пер., вступ. ст. и коммент. А. Бушен, Л., 1972); Dukas P., "Louise", "Revue hebdomadaire", 1900, mars (рус. пер. Дюка П., "Луиза", там же); Tiersot J., Un demi-siиcle de musique franзaise, P., 1918, 1924 (рус. пер. Tьерсо Ж., Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938); Himonet A., "Louise" de G. Charpentier, Chвteauroux, 1922; Delmas M., G. Charpentier et le lyrisme franзais, Coulomniиres, 1931; Baser F., Gustave Charpentier, "Musica", 1956, Jahrg. 10, No 4.E. P. Бронфин.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 515 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |