Музыкальная энциклопедия - страдания
Связанные словари
Страдания
страдания (термин употребляется только во множеств. числе) муз.-поэтич. жанр рус. фольклора, разновидность частушки любовно-лирич. или лирико-комедийного содержания. Часто С. остроумная бытовая зарисовка. По форме 1-строфная песня, иногда содержащая афоризм ("Без Любови прожить можно, почему-то не живут!"). Структура строфы 2или 4-стиховая, встречаются и 6-стишия. Стих 8-сложный, реже 12-сложный. С. исполняются в медленном движении, в напевной или напевно-речитативной манере. Поэтич. тексты характеризуются групповым прикреплением к типизированным напевам С. и нередко импровизируются во время пения. Истоки С. многообразны, восходят к крестьянской протяжной или игровой песне (образная система, структура стиха), а также к гор. романсу ("чувствительная" лексика). Ощутима близость к пословице и поговорке. Характерен приём поэтич. параллелизма. В музыке С. органически сочетаются проникновенная лирика девичьих песен о разлуках и встречах, элементы сказа и плясовой припевки. В вок. мелодии, как и в инстр. сопровождении, обнаруживается своеобразная "приуроченность" мелодич. рисунка к жестикуляции и мимике исполнителя. Импровизационная, часто виртуозная партия гармони или балалайки активно участвует в создании художественного образа. По характеру мелодики С. занимают промежуточное место между мелосом припевок и протяжной песней, что обусловливает, с одной стороны, краткость типизированных напевов, элементы речитации-сказа, завершение ряда секундовых и терцовых ходов резким спадом на выдохе в конце стиха или полустишия, с др. стороны лирич. напевность, плавность, внутрислоговые распевы ("Летят утки!", Воронежская обл.). С. исполняются соло или дуэтом в сопровождении гармони или балалайки, соло с хором в сопровождении баяна или аккордеона; хоровые С. без аккомпанемента на Урале называют "мелкими песнями". В самодеят. хор. коллективах подбирают "цепочки" С., построенные по принципу вопроса ответа, часто исполнители чередуются: девушка юноша, 2 подружки в дуэте или 2 хора. Муз.-поэтич. мотивы многих т. н. девичьих С. послужили основой для создания ряда сов. лирич. песен, отражающих историч. события преим. через личные переживания; такова, напр., песня о Великой Отечеств. войне "Под горой растут цветочки", а также мн. песни О. В. Ковалёвой. С. претворены в некоторых произв. В. А. Гаврилина (вок. цикл "Русская тетрадь"), В. В. Беляева (вок. цикл "Девичьи страдания") и др. совр. сов. композиторов.Издания: Симаков В. (сост.), Сборник двухстрочных частушек (страданий), М., 1928; Русские народные песни, ред.-сост. Е. В. Гиппиус, Л., 1943, с. 327-46; Русские частушки, сост. С. Аксюк и В. Боков, (вып. 1-2), М., 1954-56; Русские частушки, сост. Н. Котикова, Л., 1956; Русские частушки, страдания, припевки, сост. Н. Котикова, Л., 1961; Песни Ольги Ковалевой. (Предисл. А. Рудневой), М., 1971.Литература: Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в кн.: Советский фольклор, M 4-5, M. Л., 1936, с. 97-142; Шептаев Л., Русская частушка, в кн.: Русская частушка, Л., 1950; Христиансен Л., Современное народное песенное творчество Свердловской области, М., 1954; Poпова Т., Русское народное музыкальное творчество, вып. 3, М., 1957; Сидельников В., О. В. Ковалева, М., 1964.Л. С. Мухаринская.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 606 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 535 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |