Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - страдивари а.

 

Страдивари а.

страдивари а. Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио (1644, Кремона 19 XII 1737, там же) итал. мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Сохранилась скрипка с этикеткой С.: "Сделана в возрасте 13 лет в мастерской Николо Амати".

Ок. 1667 закончил обучение у Амати (с этого времени не называл себя в этикетках его учеником). В 1667 открыл собств. мастерскую. Изготовлял комплекты инструментов для королей Испании, Англии, Польши и глав многочисл. гос-в Италии тех лет. Жизнь С. проходила в непрерывном труде, он был прославлен и обеспечен. Отличался методичностью; десятилетиями всесторонне разрабатывал к.

-л. тип модели, пока не переходил к другому. Мн. годы (1660-83) С. работал в стиле своего учителя Амати. В 1684-89 проводил эксперименты над типом большой модели Амати, делал самые крупные в Италии скрипки (примечательно, что тембр их чисто сопрановый). Весь первый период его деятельности условно наз.

amatise. Отход от школы Амати наблюдается в 1690, когда С. создал тип т. н. удлинённой (allongй) скрипки: ширина меньше, длина больше (до 359 мм), своды более плоские. В 1698 снова возвратился к стилю Амати, но не Николо, а братьев Антонио и Джироламо (позднего периода их деятельности). Только ок. 1700, в возрасте 56 лет, С. сконструировал свою модель.

С этого года и до 1716 длился т. н. золотой период, когда С. создал лучшие по конц. качествам инструменты. В тембре скрипок, альтов и виолончелей этого периода выявляются более высокие обертоны, чем у Амати, и звучание приобретает особую "дальнобойность" (звук заполняет самые большие залы).

В последние годы жизни также изготавливал высококачеств. инструменты. С кон. 20-х гг. техника С. слабеет, что выразилось в менее совершенной форме, но "отдача" звука была очень мягкой и лёгкой. Виолончели С. создавал двух типов: вначале очень крупные инструменты (типа "церковного баса") с густым басовым тембром; позже (примерно с 1700) инструменты обычного размера с теноровым тембром.

Альты делал разл. размеров от сравнительно небольшого (великолепный экземпляр альта С. дл. 410 мм хранится в Гос. коллекции в Москве) до очень крупного (альт-тенор "Медичи" дл. 480 мм хранится во Флоренции). В альтах С. звучало контральто прекрасного тембра. В моделях одной и той же конструкции применялись разл.

породы дерева: ель обычно плотная, сорта Haselfichte; клён в деках, сделанных из одного куска, радиального, иногда тангентального распила, из двух кусков радиального или косого распила; в последний период деятельности С. клён с несколько более бледным рисунком лучей, но более выгодный в акустич. отношении. Лак вначале близок к лаку Амати золотисто-жёлтый, очень прозрачный, положен тонким слоем.

На инструментах allongй слой толще, консистенция лака мягче, он окрашен в более интенсивные коричневато-золотистые цвета, в "золотой период" лак необычайно наряден: в зависимости от освещения он приобретает разные оттенки от нежного золотисто-оранжевого до яркого тёмно-красного. В своих инструментах С. более всех др. мастеров приблизился к природному тембру человеческого голоса.

Инструменты С. пользовались огромной популярностью. Ему приписывается: создание ок. 2500 инструментов; сохранилось бесспорно подлинных 732 (среди них: 632 скрипки, 19 альтов, 63 виолончели). Великий мастер умер в возрасте 93 лет. Его рабочий инструментарий, чертежи, рисунки, модели, нек-рые скрипки попали в коллекцию известного собирателя 18 в.

графа Козио ди Салабуе. Ныне это собрание хранится в Музее С. в Кремоне. Учениками С. были его сыновья Франческо (1671-1743) и Омобоно (1679-1742), к-рые лишь в незначит. степени приблизились к достижениям отца, и К. Бергонци.

Литература: Тынянова Е., Мастер Антонио Страдивари, М., 1934, 1937; Гинзбург Л., Луиджи Боккерини и его роль в развитии виолончельного искусства, М.-Л., 1938; Витачек Е. Ф., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, 1964; Fйtis F. J., Antoine Stradivari luthier cйlиbre connu sous le nom de Stradivarius, P., 1856 (рус. пер. Фетис Ф., Страдивариус и ему предшествовавшие и последовавшие итальянские школы смычковых инструментов и о смычках Турта..., М.

, 1875); Hill W. H., Hill A. F. and Hill A. E., Antonio Stradivari. His life and work (1644-1737), L., 1902, 1909; Lьtgendorff W. L. F. von, Die Geigenund Lautenmacher vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Bd 12, Fr./M., 1904, посл. изд., Tutzing, 1968; Hermann E., Geschiente und Beschreibung von zwei Meisterwerken des Antonius Stradivarius bekannt als die "Kцnig Maximilian" aus dem Jahre 1709 und die "Prinz Khevenhьller" aus dem Jahre 1733, B. N. Y., 1929; Jalovec K., Italienische Geigenbauer, Prag, 1957, 1964; Piatigorsky G., Cellist, N. Y., 1965 (рус. пер. Пятигорский Г.

, Виолончелист. Фрагменты, в сб.; Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 5, М., 1970); Sассоni S. F., I "Segreti" di Stradivari, Cremona, 1972; Goodkind H. К., Violin iconography of A. Stradivari. Treatises on the life and work..., N. Y., 1972; Jones G. R., A. Stradivari and his craft. A story of the master's life, N.Y., 1973.

Б. В. Доброхотов. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины