Музыкальная энциклопедия - светомузыка
Связанные словари
Светомузыка
В 20 в. появились первые светомузыкальные композиции, создание к-рых отвечало реальной эстетич. потребности. Прежде всего это замысел "световой симфонии" в "Прометее" А. Н. Скрябина (1910), в партитуре к-рого впервые в мировой муз. практике самим композитором введена спец. строка "Luce" (свет), записанная обычными нотами для инструмента "tastiera per luce" ("световой клавир"). Двухголосная световая партия представляет собой цветовую "визуализацию" тонального плана произведения. Один из голосов, подвижный, следует за изменениями гармоний (трактуемыми композитором как смены тональностей). Другой, малоподвижный, как бы фиксирует опорные тональности и содержит всего семь нот, следующих по целотонной гамме от Fis к Fis, иллюстрирует в цветовой символике философскую программу "Прометея" (развитие "духа" и "материи"). Указания о том, какие цвета соответствуют нотным знакам, в "Luce" отсутствуют. Несмотря на разл. оценки этого опыта, с 1915 "Прометей" неоднократно исполнялся со световым сопровождением.
Среди работ др. известных композиторов "Счастливая рука" Шёнберга (1913), "Нонет" В. В. Щербачёва (1919), "Чёрный концерт" Стравинского (1946), "Политоп" Я. Ксенакиса (1967), "Поэтория" Щедрина (1968), "Предварительное действо" (по эскизам А. Н. Скрябина, А. П. Немтин, 1972). Все эти художеств. эксперименты, как и "Прометей" Скрябина, были связаны с обращением к цветному слуху, с пониманием единства звука и света, а точнее слышимого и видимого как субъективно-психологич. феномена. Именно в связи с осознанием гносеологич. природы этого феномена зародилась тенденция добиваться при светомузыкальном синтезе образного единства, для чего оказывается необходимым использование приёмов слухозрительной полифонии (Скрябин в своих замыслах "Предварительного действа" и "Мистерии", Л. Л. Сабанеев, В. В. Кандинский, С. М. Эйзенштейн, Б. М. Галеев, Ю. А. Правдюк и др.); только после этого и стало возможным говорить о светомузыке как иск-ве, хотя самостоятельность его нек-рым исследователям и представляется проблематичной (К. Д. Бальмонт, В. В. Ванслов, Ф. Поппер).
Проводившиеся в 20 в. опыты с "динамической светоживописью" (Г. И. Гидони, В. Д. Баранов-Россинэ, З. Пешанек, Ф. Малина, С. М. Зорин), "абсолютным кино" (Г. Рихтер, О. Фишингер, Н. Макларен), "инструментальной хореографией" (Ф. Бёме, О. Пине, Н. Шеффер) заставили обратить внимание на специфич. особенности использования визуального материала в С., непривычного и зачастую просто недоступного для практич. освоения музыкантами (гл. обр. при усложнении пространственной организации света). С. тесно связана со смежными традиц. иск-вами. В ней наряду со звуком используется свето-красочный материал (связь с живописью), организованный в соответствии с законами муз. логики и муз. формы (связь с музыкой), связанный опосредованно с "интонациями" движения природных объектов и прежде всего человеческого жеста (связь с хореографией). Этот материал может свободно развиваться с привлечением возможностей монтажа, изменения крупности плана, ракурса и т.п. (связь с кино). Различают С. для конц. исполнения, воспроизводимую с помощью муз. и световых инструментов; светомузыкальные фильмы, создаваемые с помощью кинотехники; автоматич. светомузыкальные установки прикладного назначения, принадлежащие к образной системе декоративно-оформит. иск-ва.
Во всех этих областях с нач. 20 в. осуществляются эксперименты. Среди довоенных работ опыты Л. Л. Сабанеева, Г. М. Римского-Корсакова, Л. С.Термена, П. П. Кондрацкого в СССР; А. Клейна, Т. Уилфреда, А. Ласло, Ф. Бентама за рубежом. В 60-70-х гг. 20 в. получили известность светоконцерты конструкторского бюро "Прометей" при Казанском авиац. ин-те, залов светомузыки в Харькове и моск. Музее А. Н. Скрябина, киноконц. залов "Октябрьский" в Ленинграде, "Россия" в Москве в СССР; амер. "Ансамбля светомузыки" в Нью-Йорке, междунар. фирмы "Philips" и т.д. за рубежом. Диапазон используемых при этом средств включает новейшие технич. достижения вплоть до лазеров и ЭВМ. Вслед за экспериментальными фильмами "Прометей" и "Вечное движение" (конструкторское бюро "Прометей"), "Музыка и цвет" (Киевская киностудия им. А. П. Довженко), "Космос Земля Космос" ("Мосфильм") начинают выпускаться прокатные светомузыкальные фильмы ("Маленький триптих" на музыку Г. В. Свиридова, Казанская киностудия, 1975; фильмы "Горизонтальная линия" Н. Макларена и "Оптическая поэма" О. Фишингера за рубежом). Элементы С. широко применяются в муз. т-ре, в игровых кинофильмах. Они используются в театрализованных представлениях типа "Звук и Свет", проводимых без участия актёров под открытым небом. Широко развивается серийный выпуск декоративных светомузыкальных установок для оформления интерьеров. "Танцующими" под музыку светомузыкальными фонтанами украшены площади и парки Еревана, Батуми, Кирова, Сочи, Кривого Рога, Днепропетровска, Москвы. Проблеме светомузыкального синтеза посв. спец. науч. симпозиумы. Наиболее представительными явились конгрессы "Farbe-Ton-Forschungen" в Германии (1927 и 1930) и всесоюзные конференции "Свет и музыка" в СССР (1967, 1969, 1975).
Литература: Речи, которые в публичном собрании Императорской Академии наук читаны были апреля 29 дня 1742 года, СПБ, 1744;Бальмонт К. Д., Светозвук в природе и световая симфония Скрябина, М., 1917; Сабанеев Л., Скрябин, М.-Пг., 1923; Rимский-Корсаков Г. М., Расшифровка световой строки скрябинского "Прометея", в сб.: Временник отдела теории и истории музыки гос. института истории искусств, вып. 2, Л., 1926; Гидони Г. И., Искусство света и цвета, Л., 1930; Леонтьев К., Музыка и цвет, М., 1961; его же, Цвет Прометея, М., 1965; Галеев Б., Скрябин и развитие идеи видимой музыки, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; его же, Художественные и технические эксперименты СКВ "Прометей", Казань, 1974; его же, Светомузыка: становление и сущность нового искусства, Казань, 1976; Конференция "Свет и музыка" (тезисы и аннотации), Казань, 1969; Рaгс Ю., Назайкинский Е., О художественных возможностях синтеза музыки и цвета, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 1, М., 1970; Юрьев Ф. И., Музыка света, К., 1971; Ванечкина И. Л., О светомузыкальных замыслах А. Н. Скрябина, в сб.: Вопросы истории, теория музыка и музыкального воспитания, Сб. 2, Казань, 1972; её же, Партия "Luce" как ключ к поздней гармонии Скрябина, "СМ", 1977, No 4; Галеев Б. М., Андреев С. A., Принципы конструирования светомузыкальных устройств, М., 1973; Дзюбенко А. Г., Цветомузыка, М., 1973; Искусство светящихся звуков. Сб. ст., Казань, 1973; Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме "Свет и музыка". (Третья конференция), Казань, 1975; Ванслов В. В., Изобразительное искусство и музыка. Очерки, Л., 1977; Castel L.-B., Optique des couleurs..., P., 1740; Schrцder H., Ton und Farbe, В., 1906; Rimington A. W., Colour-music, L., 1912; Lбszlу A., Die Farblichtmusik, Lpz., 1925; Klein А. В., Colourmusic. The art of light, L., 1926; Anschьtz G. (Hrsg.), Farbe-Ton-Forschungen, Bd 1-3, Lpz.-Hamb., 1927-1936; Gyulai Е., A lбthatу zene, Bdpst, 1965; Ropper F., Naissance de l'art cinйtique, P., 1967; Jones T. D., The art of light and color, N. Y., 1972; Lоef С., Farbe, Musik, Form, Gцtt., 1974.Б. M. Галеев.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |