Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - тальберг з.

 

Тальберг з.

тальберг з. (Thalberg) Зигизмунд (8 I 1812, Женева 27 IV 1871, Позиллипо, близ Неаполя) австр. пианист. Учился у З. Зехтера (композиция) и И. Гуммеля (фп.) в Вене. С 1830 концертировал в странах Европы, в т. ч. в России (1839). Игра отличалась элегантностью, певучестью тона, иск-вом legato (к-рое у него высоко ценил Ф. Лист), блестящей техникой (вслед за Пэриш-Альварсом и Ф. Поллини, он до Листа применял нек-рые ещё не утвердившиеся в пианизме приёмы распределение мелодии между большими пальцами обеих рук и др.). Г. Гейне считал Т. одним из 3 величайших пианистов мира (наряду с Ф. Шопеном и Ф. Листом). Известен гл. обр. в связи с т. н. "войной тальбергианцев и листианцев", начавшейся после концертов Т. в Париже в 1836. Статьи Листа "О сочинениях Тальберга" и Ф. Ж. Фетиса "Тальберг и Лист" вызвали споры, особенно разгоревшиеся после выступления Т. и Листа в одном концерте в Париже в 1837. Эти споры привели к эстетич. дискуссии. Она была осн. на противопоставлении возглавляемому Т. салонному, "услаждающему" пианизму (поддерживался Фетисом) нового, драматического, идейно содержательного исполнит. иск-ва Листа, к-рый одержал историч. победу (его сторонники Г. Берлиоз, Ф. Шопен, Г. Гейне, А. Н. Серов, В. В. Стасов и др.).

Сохранили ценность методич. указания Т. о способах извлечения певучего звука (из предисловия к сб. "Искусство пения, применённое к фортепиано" "L'art du chant appliquй au piano", 4 серии транскрипций, 1830). T. автор концерта для фп. с оркестром, "Большой фантазии", сонаты, 15 этюдов, 15 вальсов, 9 ноктюрнов, 9 романсов, 2 каприсов, 35 фантазий (в т. ч. на темы опер "Монтекки и Капулетти" Беллини, "Гугеноты" Мейербера, "Моисей" Россини, "Дон Жуан" Моцарта, "Немая из Портичи" Обера, "Цампа" Герольда) и др. пьес для фп., а также камерно-инстр. ансамблей, романсов. Пользовавшиеся популярностью во 2-й пол. 19 в. фантазии на оперные темы и транскрипции, так же как и оригинальные фп. пьесы и др. соч. Т. салонного характера, утратили своё значение.

Литература: Гейне Г., Варианты и добавления. О французской сцене, Полн. собр. соч., т. 6, М.-Л., 1936, с. 422-34; его же, Лютеция, там же, т. 9, М.-Л., 1936, с. 150, 245; Серов A., Избр. статьи, т. 1-2, М.-Л., 1950-57; Алексеев A., История фортепианного искусства, ч. 2, М., 1967: Стасов В., Статьи о музыке, в 5 выпусках, вып. 1, М., 1974; Шуман Р., О музыке и музыкантах. Собр. статей, пер. с нем., т. 2А-2Б, М., 1978-79; Liszt F., Thalbergs Grande Fantaisie op. 22 und Caprices op. 15 und 19, "Revue et gazette musicale de Paris", 1837, 16 juillet; см. также кн.: Gesammelte Schriften, Bd 2, Lpz., 1881 (рус. пер. Избр. статьи, M., 1959, с. 76-78); Schumann R., Gesammelte Schriften, Bd 1-2, Lpz., 1854, 1914; Lоesser A., Men, women and pianos, N. Y., 1954; Сase11a A., Il pianoforte, Mil., 1956; Schonberg H. С, The great pianists, N. Y., 1963; Сhapin V., Giants of the keyboard, Wash. Phil. N. Y., 1967; Rapin E., Histoire du piano et des pianistes, Bologna, 1969. см. также лит. при ст. Лист Ф..

Г. М. Коган.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины