Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - тартини д.

 

Тартини д.

тартини д. (Tartini) Джузеппе (8 IV 1692, Пирано, Истрия, ныне Пиран, Югославия 26 II 1770, Падуя) итал. скрипач, композитор, педагог и муз. теоретик. С детства обучался игре на скрипке в Пирано, затем в Каподистрии. В 1708 поселился в Падуе, занимался на юридич. ф-те ун-та. Однако основным его увлечением была музыка. Одарённость, а также напряжённая, преим. самостоят., работа способствовали формированию Т. как выдающегося скрипача. По семейным обстоятельствам (вступил в тайный брак с родственницей кардинала Корнаро) Т. был вынужден покинуть Падую. В 1710-14 находился в францисканском (минористском) монастыре в Ассизи, где изучал теорию музыки и композицию под руководством чеш. композитора и теоретика Б. М. Черногорского. С 1714, вероятно, до 1716 был скрипачом оперного т-ра в Анконе. В это время встретился с P. M. Верачини, оказавшим на Т. значит. влияние. В годы изгнания Т. продолжал совершенствовать своё исполнит. и композиторское мастерство. Beроятно, в этот период написаны "Искусство смычка" (50 вариаций на тему гавота А. Корелли) и первый вариант сонаты "Дьявольская трель" ("Trillo del diavolo"). К тому же времени относятся его изыскания в области акустики открытие комбинационного тона (terzo suono, т. е. "третьего звука"), к-рому Т. придавал существ. значение в интонировании (в достижении чистоты интонации). По возвращении в Падую (1716) до конца жизни возглавлял (с небольшими перерывами) оркестр капеллы в базилике Сант-Антонио, регулярно выступал как скрипач-солист. Концертировал также в Венеции, Милане, Болонье, Неаполе, Флоренции и др. городах Италии. В 1723 в числе лучших музыкантов Европы Т. был приглашён в Прагу для участия в муз. торжествах по случаю коронации Карла VI. В 1723-26 состоял камер-музыкантом в пражской капелле графа Кинского (возможно, посетил с капеллой Вену). Крупнейший представитель итал. скр. школы, Т. внёс значит. вклад в развитие классич. инстр. жанров сонаты и концерта, обогатил средства исполнения на скрипке.

Игра Т. славилась выразительностью, красивым певучим тоном и технич. совершенством, в частности богатством штрихов и развитой техникой левой руки.

Т. принадлежит более 350 произв., преим. скрипичных 125 концертов с оркестром, 175 сонат для скрипки с basso continuo и с разл. инструментами, 14 маленьких сонат для скрипки соло (частично с basso continuo ad libitum), a также трио-сонаты, квартеты (Quadro), единичные вок. сочинения, в т. ч. Miserere, Stabat Mater и др. При жизни Т. была издана лишь незначит. часть его произведений. Большинство их в рукописях хранится в разл. архивах Падуи, Анконы, Парижа, Беркли, Марбурга, Вены. В 1950-70-х гг. в Италии, гл. обр. в Падуе и Милане, изданы мн. сонаты и концерты Т.

Для инстр. соч. Т. характерны углублённость содержания, выразительность мелодики, красочный муз. язык, простота и ясность формы. В мелодич. интонациях, в живых разнообразных ритмах нашли отражение нар. элементы, не только итальянские, но и славянские. Живая образность его муз. мышления проявляется в своеобразной программности (программные заголовки его сонат "Дьявольская трель", "Покинутая Дидона" "Didone abbandonate" и т. п., а также поэтические motto, к-рые в зашифрованном виде он предпосылал своим соч.). В концертах и сонатах Т. устанавливается трёхчастность с контрастным расположением частей; нередко контрасты содержатся и в пределах одной части. Медленные части отличаются задушевным лиризмом, порой драм. патетикой; быстрые энергией, живостью, танцевальностью, а также грацией. Часто поэтичной, исполненной грусти лирике противопоставляется жизнерадостность и мужественность. Музыка Т. требует от исполнителей певучести звука, виртуозной пассажной и штриховой техники в быстрых частях.

Теоретич. воззрения Т. раскрываются в трактатах, а также в его полемич. переписке с Дж. Б. Мартини, Ф. Альгаротти, Ж. Ж. Руссо и др. современными ему муз. учёными. Мн. теоретич. положения, выдвинутые Т., родственны принципам Ж. Ф. Рамо, с его стремлением следовать природе, искать объективные основы муз. гармонии. В последние годы жизни Т. был склонен к абстрактно-философским размышлениям, близким пифагорейскому учению о гармонии. Из трудов Т. (в 60-70-х гг. 20 в. вышли их факсимильные переиздания) в значит. мере сохранил значение "Трактат об украшениях" (изд. в 1771), к-рый переиздан под ред. Э. Р. Якоби (1961) с приложениями факсимиле оригинального итал. текста, главы "Правила ведения смычка" ("Regole per le arcate"), к-рой не было в 1-м (франц.) издании, а также письма Т. к ученице М. Сирмен-Ломбардини, содержащего наставления в занятиях на скрипке. Много времени Т. отдавал педагогич. деятельности. В 1727 организовал в Падуе муз. академию, привлёкшую не только итал., но и иностр. музыкантов (за Т. закрепилась слава Maestro delle nazioni "учителя наций"). Среди его учеников Д. Далль 'Окка, М. Сирмен-Ломбардини, Ф. Манфреди, П. Нардини, Д. Феррари, П. Лауссе, И. Г. Граун, Ф. В. Руст.

Сочинения (издания): концерты для скр. с орк. 6 Соncerti а 5 е 6 stromenti a violino principale, violino primo di ripieno, violino secondo, alto, viola, organo e violoncello, op. 1, libro 1 (Amst., 1728), 6 Concerti a 5 stromenti..., op. 1, libro 3 (Amst., 1728), 6 Concerti a 5 stromenti..., op. 1, libro 2 (Amst., 1730), 6 Concerti a 8 stromenti, op. 2 (Amst., 1732-33) и др.; трио-сонаты (для 2 скр. и basso continuo) 6 Sonate a tre, op. 8 (P., 1749), 12 Sonatas for two violins and a bass (L., 1750), 6 Sonate a due violini e basso continuo (Amst., ок. 1755); Twelwe Sonatas in three parts, op. 3 (L., 1756); сонаты (для скр. с др. инструментом) 6 Sonate a violino e vlolone о cimbalo, op. l (Amst., 1732), 13 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 1 (Amst., 1734), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 2 (Amst., 1743), 12 Sonate a violino e basso, op. 2 (Roma, 1745), 6 Sonates а violon seul avec la basse continue, op. 4 (P., 1747), 6 Sonates а violon seul avec la basse continue, op. 5 (P., 1747?), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 6 (P., 1748), 6 Sonate a violino solo col basso, op. 7 (P., 1748), 6 Sonate a violino e violoncello о cimbalo, op. 9 (P., после 1761), 3 сонаты (в т. ч. Дьявольская трель), в изд.: Cartier J. В., L'art du violon (P., 1798); 26 piccole sonate per violino e violoncello (12) e per violino solo (14), v. 1-2, Padova, 1970; вариации для скр. и basso continuo, в т. ч. Nouvelle йtude... par Mr. P. Pinelli Augmentйe d'une gavotte de Corelli (P., ок. 1745), переизд. L'Arte del arco ou l'art d'archet contenant 38 variations (P., 1758), переизд. L'arte dell'arco о siano cinquanta variazioni (Napoli, после 1782); духовная музыка Miserere, Stabat Mater и др.

Литературные сочинения: Trattato di musica secondo la vera scienza dell'ar-monia, Padova, 1754; De principi dell'armonia musicale contenuta nel diatonico genere, Padova, 1767; Risposta di G. Tartini alla critica del di lui Trattato di musica di mons. Le Serre di Genevra, Venezia, 1767; Traitй des agrйmens de la musique, P., 1771.

Литература: Raaбeн Л., Жизнь замечательных скрипачей. Биографические очерки, M.-Л., 1967, с. 27-36; Гинзбург Л., Джузеппе Тартини, предисл. Д. Ойстраха, М.,1969 (нем. пер. Ginzburg L., Giuseppe Tartini, Z., 1976); его же, Дж. Тартини в русской музыкальной жизни, в сб.: Славяне и Запад, М., 1975; Wasielewski W. J. von, Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1869, 1910, S. 125-145; Кuhаc F. X., Josip Tartini i hrvatska pucka glazba, "Prosvjeta", 1898, No 1-3; Bouvet Ch., Une Leзon de Giuseppe Tartini et une femme violoniste au XVIII siиcle, P., 1918; Auer L., Violin playing as I teach it, L., 1921; его же, Violin master works and their interpretations, N. Y., 1925 (рус. пер. Ауэр Л., Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики, М., 1965, с. 131-36); Pincherle M., Les violonistes..., P., 1922, p. 62-66; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, Bd 1 Das Violinspiel bis 1800 (Italien), Tutzing, 1966, S. 225-40; La Laurencie L., Traitй des agrйments de la musique de Tartini (1771), в его кн.: L'йcole franзaise de violon de Lully а Viotti, t. 3, P., 1924, p. 64-74; Dounias M., Die Violinkonzerte Giuseppe Tartinis, als Ausdruck einer Kьnstlerpersцnlichkeit und einer Kulturepoche, Wolfenbьttel В., 1935; Capri A., Giuseppe Tartini, Mil., 1945; Brainard P., Die Violinsonaten Giuseppe Tartinis, Gцtt., 1959 (Diss.); его же. Le sonate per violino di Giuseppe Tartini. Catalogo tematico, Mil., 1975; Воyden D., The missing Italian manuscript of Tartini's "Traitй des agrйments", "MQ," 1960, No 3, p. 315-28; Retrobelli P., Guiseppe Tartini, в кн.: La musica, n. 4, parte 1, Torino, 1966, p. 573-84; его же, Giuseppe Tartini, в кн.: Le fonti biografiche, Venezia, 1968; Farina E., Giuseppe Tartini nel bicentario delle morte, Padova, 1970; Frasson P. L., Giuseppe Tartini primo violino e capo concerto nella basilica del Santo. L'uomo e l'artista, Padova, 1974.

Л. С. Гинзбург.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины