Музыкальная энциклопедия - темп
Связанные словари
Темп
Изменение значения термина "Т." отражает новое отношение к времени в музыке, характерное для тактовой ритмики, сменившей на рубеже 16-17 вв. мензуральную: представления о длительности уступают место представлениям о скорости. Длительности и их соотношения теряют определённость и подвергаются изменениям, обусловленным выразительностью. Уже К. Монтеверди отличал от механически ровного "Т. руки" ("... tempo de la mano") "T. аффекта души" ("tempo del affetto del animo"); требующая такого Т. часть была издана в виде партитуры, в отличие от др. частей, напечатанных по традиции отд. голосами (8-я книга мадригалов, 1638), т. о., явно выступает связь "выразительного" Т. с новым вертикально-аккордовым мышлением. О выразит. отклонениях от ровного Т. пишут многие авторы этой эпохи (Дж. Фрескобальди, М. Преториус и др.); см. Tempo rubato. T. без таких отклонений в тактовой ритмике не норма, а особый случай, нередко требующий спец. указаний ("ben misurato", "streng im ZeitmaЯ" и др.; уже Ф. Куперен в нач. 18 в. пользуется указанием "mesurй"). Математич. точность не предполагается даже при указании "a tempo" (ср. "в характере речитатива, но in tempo" в 9-й симфонии Бетховена; "a tempo, ma libero" "Ночи в садах Испании" М. де Фалья). "Нормальным" следует признать Т., допускающий отклонения от теоретич. длительности нот в пределах нек-рых зон (H. A. Гарбузов; см. Зона); однако чем эмоциональнее музыка, тем легче нарушаются эти пределы. В романтич. стиле исполнения, как показывают измерения, затактная может превзойти по длительности следующую за ней (такие парадоксальные соотношения отмечены, в частности, в исполнении А. Н. Скрябиным собств. произв.), хотя указаний на изменения Т. в нотах нет, и слушатели обычно их не замечают. От этих незамечаемых отклонений указанные автором отличаются не по величине, а по психологич. смыслу: они не вытекают из музыки, а предписываются ей.
Как указанные в нотах, так и не указанные в них нарушения равномерности лишают темповую единицу ("счётное время", нем. Zдhlzeit, tempo в первонач. значении) постоянной величины и позволяют говорить лишь об её средней величине. В соответствии с этим метрономич. обозначения, на первый взгляд определяющие длительность нот, в действительности указывают их частоту: бульшее число ( = 100 по сравнению с = 80) указывает меньшую длительность. В метрономич. обозначении существенно число ударов в единицу времени, а не равенство промежутков между ними. Обращающиеся к метроному композиторы часто отмечают, что они не требуют механич. равномерности метронома. Л. Бетховен к первому своему метрономич. указанию (песня "Север или юг") сделал примечание: "Это относится лишь к первым тактам, ибо чувство имеет свой собственный такт, который не может быть вполне выражен этим обозначением".
"Т. аффекта" (или "Т. чувства") уничтожил свойственную мензуральной системе определ. длительность нот (integer valor, к-рая могла быть изменена пропорциями). Это вызвало потребность в словесных обозначениях Т. Вначале они относились не столько к скорости, сколько к характеру музыки, "аффекту", и были довольно редкими (т. к. характер музыки мог быть понят и без спец. указаний). В сер. 18 в. устанавливаются определ. соотношения между словесными обозначениями и скоростью, измеряемой (как и в мензуральной музыке) нормальным пульсом (ок. 80 ударов в минуту). Указания И. Кванца и др. теоретиков могут быть переведены на метрономич. обозначения след. образом:
Промежуточное положение занимают allegro и andante:
К нач. 19 в. эти соотношения названий Т. и скорости движения перестали выдерживаться. Возникла потребность в более точном определителе скорости, к-рой ответил сконструированный И. Н. Мельцелем метроном (1816). Большое значение метрономич. указаниям (как общему ориентиру в Т.) придавали Л. Бетховен, К. М. Вебер, Г. Берлиоз и др. Эти указания, подобно определениям Кванца, не всегда относятся к осн. темповой единице: в скорых Т. счёт б. ч. идёт более крупными длительностями ( вместо в С, вместо в ), в медленных более мелкими ( и вместо в С, вместо в ). В классич. музыке в медленных Т. означает, что следует считать и дирижировать на 4, а не на 8 (напр., 1-я часть сонаты для фп. ор. 27 No 2 и вступление в 4-й симфонии Бетховена). В послебетховенскую эпоху такое отклонение счёта от осн. метрич. долей представляется излишним, и обозначение в этих случаях выходит из употребления (Берлиоз во вступлении "Фантастической симфонии" и Шуман в "Симфонических этюдах" для фп. заменяют первоначальное знаком С). Метрономич. указания Бетховена, относящиеся к (в т. ч. в таких размерах, как 3/8), всегда определяют не осн. метрич. долю (темповую единицу), а её подразделение (счётную единицу). Позднее понимание таких указаний было утрачено, и нек-рые Т., указанные Бетховеном, стали казаться слишком скорыми (напр., = 120 во 2-й части 1-й симфонии, где Т. следует представлять как . = 40).
Соотношения названий Т. со скоростью в 19 в. далеки от однозначности, предполагавшейся Кванцем. При том же названии Т. более тяжёлые метрич. доли (напр., по сравнению с ) требуют меньшей скорости (но не вдвое; можно считать, что = 80 приблизительно соответствует = 120). Словесное обозначение Т. указывает, т. о., не столько на скорость, сколько на "количество движения" произведение скорости на массу (значение 2-го фактора возрастает в романтич. музыке, когда в роли темповых единиц выступают не только четверти и половинные, но и др. нотные величины). Характер Т. зависит не только от осн. пульса, но и от внутридолевой пульсации (создающей своего рода "темповые обертоны"), величины такта и др. Метрономич. скорость оказывается лишь одним из множества создающих Т. факторов, значение к-рого тем меньше, чем эмоциональнее музыка. В сер. 19 в. композиторы обращаются к метроному реже, чем в первые годы после изобретения Мельцеля. У Шопена метрономич. указания имеются лишь до ор. 27 (и в изданных посмертно юношеских произв. с ор. 67 и без op.). Вагнер отказался от этих указаний начиная с "Лоэнгрина". Почти не пользуются ими Ф. Лист и И. Брамс. В кон. 19 в., очевидно как реакция на исполнит. произвол, эти указания вновь становятся более частыми. П. И. Чайковский, не пользовавшийся метрономом в ранних произв., тщательно обозначает с его помощью темпы в поздних сочинениях. У ряда композиторов 20 в., преим. неоклассич. направления, метрономич. определения Т. часто преобладают над словесными и иногда полностью их вытесняют (см., напр., "Агон" Стравинского).
Литература: Скребков С. С., Некоторые данные об агогике авторского исполнения Скрябина, в кн.: А. Н. Скрябин. К 25-летию со дня смерти, М.-Л., 1940; Гарбузов Н. A., Зонная природа темпа и ритма, М., 1950; Назайкинский Е. В., О музыкальном темпе, М., 1965; его же, О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Xарлап М. Г., Ритмика Бетховена, в кн.: Бетховен, сб. ст., вып. 1, М., 1971; его же, Тактовая система музыкальной ритмики, в кн.: Проблемы музыкального ритма, сб. ст., М., 1978; Дирижёрское исполнительство. Практика, история, эстетика. (Ред.-составитель Л. Гинзбург), М., 1975; Quantz J. J., Versuch einer Anweisung die Flцte traversiere zu spielen, В., 1752, 1789, факсим. переизд., Kassel Basel, 1953; Berlioz H., Le chef d'orchestre, thйorie de son art, P., 1856 (рус. пер. в кн.: Берлиоз Г., Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 2, М., 1972, с. 510-524); Wagnеr В.., Ьber das Dirigieren, Lpz., 1870 (рус. пер. "РМГ", 1899, No 38, 39, 41-47, 49, 51-52); Weingartner P. F., ьber das Dirigieren, В., 1896 (рус. пер. Вейнгартнер Ф., О дирижировании, Л., 1927); Weber К. М. v., Metronomische Bezeichnungen zur Oper "Euryanthe" nebst einigen Bemerkungen ьber die Behandlung der ZeitmaЯe, Sдmtliche Schriften, В., 1908, Lpz., 1921; Tetzel E., Rhythmus und Vortrag, В., 1926; Steg1iсh R., Das Tempo als Problem der Mozart-Interpretation, в кн.: Bericht ьber die musikwissenschaftliche Tagung der internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg August 1931, Lpz., 1932; Кolisch H., Tempo und Charakter in Beethoven's Musik, "MQ", 1943, No 4; Вre1et G., Le temps musical, P., 1949; Sachs C., Rhythm and tempo. A study in music history, L., 1953; Вeсk H., Bemerkungen zu Beethovens Tempi, в кн.: Beethoven-Jahrbuch, Jahrg. 1955-1956, Bonn, 1956; Вadura-Skоda E. und P., Mozart-Interpretation, Lpz., 1957 (рус. пер. Бадура-Шкодa E. и П., Интерпретация Моцарта. Приложение: Л. Баренбойм, Как исполнять Моцарта?, М., 1972); Rothschild F., Musical performance in the times of Mozart and Beethoven, L., 1961; Stadlen P., Beethoven and the metronome I, "ML", 1967, v. 48, No 4; Donington R., A performer's guide to Baroque music, N. Y., 1973; Wolf W., Werden Beethovens Sinfonien richtig interpretiert?, "Musik und Gesellschaft", 1975, No 6.M. Г. Харлап.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 606 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 535 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |