Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - тетрахорд

 

Тетрахорд

тетрахорд (греч. tetraxordon, букв. четырёхструнник, от tetra, в сложных словах четыре и xordn струна) четырёхступенный звукоряд в диапазоне чистой кварты (напр., g а h с). Особое положение Т. среди монодич. ладовых структур определяется взаимодействием 2 первичных факторов ладообразования линейного (связанного с движением по тонам гаммы от устоя) и гармонического (соответственно с противопоставлением консонантных и диссонантных отношений). Роль консонанса как регулятора мелодич. движения раньше всего приобрёл самый узкий из консонансов кварта, "первый" консонанс (Гаудентий; см. Janus С., "Musici scriptores graeci", p. 338). Благодаря этому Т. (а не октахорд и пентахорд) прежде других звукорядов становится осн. ячейкой ладовой системы. Такова роль Т. в др.-греч. музыке. Образующие остов Т. консонирующие краевые тоны ("неподвижные" estotes, "гестуты") являются в нём устоями, а подвижные (xinoumenoi "кинэмены") могут изменяться, образуя в пределах 4 ступеней разл. звукоряды диатонич., хроматич. и энгармонич. родов (см. Древнегреческие лады). Сочетание Т. друг с другом привело к возникновению более сложных ладовых структур (наиболее важные среди них октавные лады, т. н. "гармонии").

Ср.-век. ладовая система, в отличие от греческой, в качестве осн. модели имеет не Т., а более многозвучные структуры октавный лад, гвидонов гексахорд. Однако роль Т. остаётся в них чрезвычайно важной. Так, совокупность финалисов средневековых ладов образует T. DEFG (= defg в совр. системе нотации); в рамках октавного лада Т. остаётся осн. структурной ячейкой.

Гвидонов гексахорд представляет собой переплетение всех трёх разл. по интервалике диатонич. Т.

В структуре звукорядов, характерных для рус. нар. мелодики, Т. того или иного интервального состава является одним из важнейших составных элементов. В нек-рых образцах древнейших мелодий звукоряд песни ограничивается Т. (см. Звуковая система). Структура обиходного звукоряда, образованная трихордами "тон-тон" с интервалом кварты между звуками, занимающими одинаковое положение в смежных трихордах, отражает внеоктавный принцип и может быть представлена как сцепление тетрахордов "тон-тон-полутон" (см. Совершенная система).

Литература: Janus С., Musici scriptores graeci, Lpz., 1895, reprografischer Nachdruck, Hildesheim, 1962; Musica enchiriadis, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 1, St. Blasien, 1784, reprogralischer Nachdruck, Hildesheim, 1963.

Ю. Н. Холопов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины