Музыкальная энциклопедия - тибия
Связанные словари
Тибия
1) Др.-рим. название духового муз. инструмента. Была распространена также в Др. Греции (под назв. авлос; существовал в неск. разновидностях фригийский, лидийский авлосы) и странах Ближнего Востока (Шумер, Аккад, Вавилон, Иудея, Египет, Сирия). Изготовлялась в разл. времена из тростника, дерева, слоновой кости, бронзы. Время возникновения Т. точно не известно. Лит. свидетельства о Т. фрагментарны. М. Т. Варрон (1 в. до н. э.) связывает происхождение термина (лат. tibicen играющий на Т.) с этрусской культурой, что подтверждается археологич. материалами. Сервий (4 в.) свидетельствует об использовании Т. в религиозном др.-рим. ритуале. Из разл. иконографич. источников также следует, что исполнители на Т. участвовали в муз. оформлении культовых церемоний как домашних (посвященных Ларам хранителям домашнего очага), так и государственных (гл. обр. при жертвоприношениях). Предположительно Т. использовалась и для муз. сопровождения при постановках рим. драмы. Существовали разл. формы и виды Т. (tibiae impares) изогнутая (точнее кривая, curva tibia), поперечная (vasca tibia), с 2 трубками (tibia dextera и tibia sinistra). Плиний (1 в.) и Апулей (2 в.) упоминают Т. "запевающую" (incentive) и "аккомпанирующую" (succentiva). Очевидно, эти разновидности отличались звукорядами, диапазонами и регистрами звучания.
2) Лабиальный флейтовый регистр органа. Появился в органостроении эпохи романтизма. Т. регистр металлич. открытых широкомензурных труб (8', 4'). Рассчитан на высокий уровень воздушного давления. Звучание довольно сильное, насыщенное, иногда преувеличенно плотное. Хорошо сочетается с штрейхерами и язычковыми регистрами. Аналогами Т. иногда бывают Feldflцte, Querflцte, Zartflцte и др.
Литература: Bartholinis C., De tibis veterum et earum antiquo usu libri tres, Amst., 1679; Howard A., The A?los or tibia, "Harvard studies in classical philology", 1893, No 4; Reinасh Th., La musique а Rome, в кн.: Dictionnaire des antiquitйs grecques et romaines, t. 3, pt. 2, P., 1904; Smets P., Neuzeitlicher Orgelbau, Mainz, 1933; A1bini E., Musikinstrumente der Etrusker, "Illustrazione Vaticana", Rom, 1937, Bd 8, No 7; Sасhs С., History of musical instruments, L., 1942; Вaines A., Woodwind instruments and their history, L., 1957; Scott J. E., Roman music, в кн.: The New Oxford history of music, v. 1, L., 1957; Wille G., Musica romana, Amst., 1967.E. В. Герцтан, Л. И. Ройзман.Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 607 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 538 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 515 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |