Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - вентиль

 

Вентиль

вентиль (нем. Ventil клапан, от лат. ventilo дую, продуваю) механизм для изменения длины ствола духового амбушюрного инструмента. Служит для извлечения полной хроматич. гаммы на инструментах, дающих натуральный звукоряд. Изменение длины ствола достигается присоединением к нему или отключением дополнит. трубки.

Пистон, или помпа (схема).

Пользуясь В., музыкант извлекает звуки натурального звукоряда на другой высоте. По функции В. тождествен пистону, или помпе. Берлинские мастера Ф. Блюмель и Г. Штёльцль в 1814 применили помпу для валторны.

Вентиль с вращающимся клапаном-барабаном (схема).

Присоединение или отключение дополнит. трубки в помпе осуществляется прямолинейным движением поршневого клапана.

Конструкция поворачивающегося В. создана в 1832 П. Ридлем из Вены. В ней применён вращающийся клапан барабан с двумя сквозными каналами. Поворачиваясь, барабан может занимать 2 положения. В 1-м дополнит. трубка отключена и воздух идёт только по осн. трубке, во 2-м дополнит. трубка подключена к стволу инструмента и длина воздушного столба увеличена. Поворот барабана осуществляется системой рычагов, передающих усилие пальца; когда палец перестаёт нажимать на В., пружина автоматически возвращает систему в исходное положение.

Распространены обе системы; пистонная система используется значительно чаще. Применяются гл. обр. понижающие В. Для получения хроматической гаммы от 2-го тона натурального звукоряда достаточно трёх В. Обычно 1-й В. понижает строй инструмента на тон, 2-й на полтона, 3-й на полтора тона. В. могут нажиматься по два и все сразу; 2-й и 3-й вместе понижают строй на 2 тона, 1-й и 3-й на 21/2 тона, все три на 3 тона. Чтобы музыканту не приходилось одновременно нажимать все В., иногда 3-й В. делают понижающим на 2 тона. Дополнительный "квартовый" В. позволяет извлекать хроматич. гамму с 1-го тона натурального звукоряда. На инструментах нередко ставят также дополнит. В., корректирующие высоту при одноврем. использовании неск. В., меняющие строй в целом и облегчающие аппликатуру.

Система повышающих В., впервые разработанная англ. мастером по изготовлению медных муз. инструментов Дж. Шоу в 1824, затем бельгийским конструктором инструментов А. Саксом в 1850, не получила распространения. С конца 19 в. рядом мастеров делаются попытки построить инструменты, в к-рых комбинации В. давали бы чистые, не нуждающиеся в коррекции тоны (Д. Дж. Блейкли, 1874; К. Коттек, 1907; М. Фогель, 1958).

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 2, М., 1953; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, М., 1956, 1962; Модр А., Музыкальные инструменты, М., 1959; Vogel M., Die Intonation der Blechblдser, Dьsseld., 1961 ("Orpheus Schriftenreihe zu Grundlagen der Musik", 1).

Г. И. Благодатов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины