Музыкальная энциклопедия - виртуоз
Связанные словари
Виртуоз
Иск-во исполнителя-В. неразрывно связано с артистич. воодушевлением, увлекающим аудиторию и способствующим впечатляющей интерпретации произведений. Этим оно резко отличается от т.н. виртуозничества, при к-ром художеств. ценность музыки и исполнения отступает на второй план и даже приносится в жертву технич. мастерству игры. Виртуозничество развивалось параллельно с виртуозностью. В 17-18 вв. оно нашло яркое выражение в итал. опере (певцы-кастраты). В 19 в., в связи с развитием романтич. иск-ва, виртуозное исполнит. мастерство достигло своего апогея; в это же время значит. место в муз. жизни заняло и виртуозничество, вылившееся в салонно-виртуозное направление. В это время оно особенно проявилось в области фп. исполнительства. Исполняемые произв. нередко бесцеремонно переделывались, искажались, уснащались эффектными пассажами, позволявшими пианисту блеснуть беглостью пальцев, громоподобными тремоло, бравурными октавами и т.п. Возникла даже особая разновидность муз. литературы пьесы салонно-виртуозного характера, малоценные в художеств. отношении, предназначенные лишь для демонстрации техники игры сочиняющего эти пьесы исполнителя ("Морской бой", "Битва при Жемаппе", "Разорение Москвы" Штейбельта, "Сумасшедший" Калькбреннера, "Пробуждение льва" Ан. Контского, "Бабочки" и транскрипции Розенталя и др.).
Развращающее влияние, оказываемое виртуозничеством на вкусы общества, вызывало естеств. возмущение и резкие протесты со стороны серьёзных музыкантов (Э. Т. А. Гофман, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер, В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов), порождало в них недоверчивое отношение к виртуозности как таковой: слово В. они употребляли в иронич. плане, истолковывая его как порицание. По отношению к большим артистам они обычно применяли термин "В." лишь в соединении с эпитетом "истинный".
Классич. образцы подлинной виртуозности игра Н. Паганини, Ф. Листа (в пору зрелости); истинными В. должны быть признаны и многие выдающиеся исполнители последующего времени.
Литература: Hoffmann E. T. A., Zwei Trios fьr Pianoforte, Violine und Violoncello op. 70, von L. van Beethoven. Rezension, "Allgemeine Musikalische Zeitung", 1812/1813, то же, в кн.: Е.Т.A. Hoffmanns musikalische Schriften, Tl 3, Regensburg, 1921; Wagner R., Der Virtuos und der Kьnstler, Gesammelte Schriften, Bd. 7, Lpz., 1914, S. 63-76; Weissmann A., Der Virtuose, В., 1918; Вlaukopf К., Grosse Virtuosen, W., 1954,2 1957; Pincherle M., Le monde des virtuoses, P., 1961.Г. М. Коган.Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 739 | |
2 | 665 | |
3 | 657 | |
4 | 620 | |
5 | 609 | |
6 | 606 | |
7 | 599 | |
8 | 587 | |
9 | 585 | |
10 | 575 | |
11 | 567 | |
12 | 546 | |
13 | 535 | |
14 | 533 | |
15 | 532 | |
16 | 514 | |
17 | 505 | |
18 | 499 | |
19 | 483 | |
20 | 449 |